Счастье (Кузнецов, 2007)

СЧАСТЬЕ — центральная категория этики, обозначающая общую положительную оценку человеком своей жизни в целом, сопровождающуюся эмоциональным подъемом, ощущениями радости, удовольствия, блаженства. Счастье — это состояние наибольшей внутренней удовлетворенности, полноты и осмысленности жизни. Счастье выступает как высшая ценность и цель человеческой жизни. Философы с древних времен подчеркивали важность для достижения счастья душевных качеств самого человека и независимость его от внешних условий.

Самое общее понимание идеи счастья в античной этике выражено уже Сократом и состояло в утверждении, что счастье — это реализация человеком собственной природы. Сократ, видевший специфику природы человека в разуме, выдвинул просветительскую идею счастья как самопознания, отождествил знание и мудрость, утверждая, что знание — это высшая добродетель, ведущая к С. Киники связывали С. с не менее важным свойством человеческой природы — а именно со свободой, и, абсолютизировав этот момент, провозгласили, что С. — это свобода от общества и всех его «условностей» — от семьи, государства, собственности и пр. Киренаики подчеркивали, что основным и даже единственным критерием С. является удовольствие. Позиция гедонизма, сформулированная Аристиппом, стала главной мишенью всех последующих теорий С., которые подчеркивали, что удовольствие — это ловушка; встав на путь удовольствия, человек превращается в его раба. Кроме того, многие удовольствия очень недолговечны и часто сопровождаются страданиями. Все эти аргументы против гедонизма развивал Эпикур. Хотя на воротах его «сада» была надпись: «Здесь удовольствие — высшее благо», сам Эпикур проповедовал теорию ограничения удовольствия, удовлетворения только самых естественных и необходимых удовольствий, говоря, что нельзя потакать всем человеческим желаниям. Тем более что некоторые желания легче отбросить, чем удовлетворить. Вместе с тем неестественные и не необходимые желания (связанные с властью, богатством, славой) способны порождать отрицательные чувства (такие, как страх и зависть). Античная этика сформулировала три великих парадокса, связанных со стремлением к С.: кто хочет быть счастливым, пусть остерегается внешних благ; пусть ограничивает свои потребности; избегает удовольствий. Эвдемонизм (Платон, Аристотель, Эпикур, стоики, христианство) связывает С. с обладанием добродетелью. Аристотель создал наиболее совершенную для античности теорию С., описав многие необходимые для С. доброде-тели (мудрость, рассудительность, мужество, ровность, остроумие, дружелюбие и др.) и сформулировав многие важные проблемы этики С. Например, такие: является ли С. даром судьбы или оно есть результат собственных заслуг человека и какое из этих двух видов С. предпочтительнее? Является ли С. результатом обучения и есть ли специальная наука о С.? Как соотносятся С. и время? Возможно ли полное (абсолютное) С.? Является ли С. одинаковым для всех или у каждого «свое» С.?

Стоики довели до логического конца одну из основных тенденций античной этики, рассматривая в качестве основного фактора С. внутреннее состояние человека. Они провели резкую грань межцу внутренним миром человека, непроницаемым для других людей, и внешними обстоятельствами его жизни, выдвинув тезис, что ничто внешнее не может повлиять на внутренний мир человека. Главным условием душевного благополучия, или С., является добродетельная жизнь «в согласии с разумом». Стоики выделяли такие добродетели, как рациональность, благодеяния.

Христианство, опираясь на теорию тесной связи С. и добродетели, а также на учение стоиков о чуждости душе человека всего внешнего, материального, выдвинуло идею трансцендентного С., недостижимого в «земной жизни». С. — вневременное слияние души с Богом. Ничто внешнее не имеет значения, только по внутреннему состоянию определяется С. Высшая христианская добродетель — это любовь к Богу. Чем ближе человек к Богу, тем он счастливее. Высшее С. не зависит от индивидуальных усилий человека, это божественная «благодать», которая предопределяется любовью Бога к человеку. Никакие индивидуальные усилия не могут приблизить человека к С., если он не избран Богом (Августин).

Просветители возродили в новом виде рационалистическую концепцию С. как результата собственных усилий человека, и прежде всего его интеллектуальных способностей к познанию и преобразованию мира. И. Кант выразил радикальные сомнения в плодотворности идеи С. для этики, подвергнув критике всю предшествующую этику и отвергнув не только позицию гедонизма, но и эвдемонизм. Он критикует идею С. как моральную цель, ведь С. — это естественная цель каждого человека и не может быть вменено человеку как моральный долг. Кроме того, это цель, которая не для всех доступна, очень субъективна и совсем не связана с добродетелью. Задача человека — быть достойным С., т.е. выполнять свой долг, заключающийся в том числе в любви к ближнему и содействии С. окружающих. Как носители нравственности, мы выбираем не С., а долг, и эта свобода достижима. Тем не менее в «Критике чистого разума» Кант дает такое определение: С. — это удовлетворение наших желаний; экстенсивно, в смысле их множественности; интенсивно, в смысле их степени; протенсивно, в смысле их длительности. А. Шопенгауэр пошел дальше Канта, объявив идею С. обманом или глупостью. «Счастье — это сон нищего, который видит себя королем». Жизнь полна страданий, которые гораздо более онтологичны, чем удовольствия. Вечным источником страдания является бессознательная и злая воля. Ненасытность воли — главная причина страдания, но моменты ее насыщения порождают скуку. Поэтому наша жизнь качается, подобно маятнику, между страданием и скукой. Высшее благо — это окончательное и полное удовлетворение воли, «но ничего подобного нельзя и помыслить, т.к. воля также не может после какого-то удовлетворения перестать вечно желать сызнова, как не может время кончиться и начаться».

Идея С. была в новых исторических усло-виях возрождена утилитаризмом (И. Бентам, Д.С. Милль), предложившим узкорассудочную концепцию С., возродившую идею связи С. и удовольствия. Цель утилитаризма - наибольшее удовольствие для наибольшего числа людей. Эта достаточно демократичная цель сочетается с моралью естественного человека, стремящегося к простым, но надежным удовольствиям: дружба, доброе имя, доброжелательность. Кратчайший путь к С. — правильно понятый принцип полезности. Таким образом, понятие С. подменяется понятиями удовольствия, выгоды, пользы, хотя они далеко не всегда совпадают (например, брак по расчету предполагает выгоду, но не включает удовлетворение от любви). Марксизм, выступив с идеей борьбы за С. для всего человечества, тем не менее отрицательно относится к стремлению человека клич- ному С., оторванному от общественных целей, усматривая в этом эгоизм.

В трудах современных философов не разрабатываются новые теории С., хотя иногда встречается новое обоснование старых доктрин. Психологические концепции акцентируют внимание на концепцию «душевного здоровья», близкую к понятию С., хотя не совпадающую с ним. Курт Голдштейн впервые применил термин «самоактуализация», признавая существование у человека единственного стремления — к максимальной актуализации. К. Хорни понимала актуализацию личности прежде всего как удовлетворение потребности в любви и понимании, определяя С. как достижение, которое сопряжено с деятельностью и риском. Многие не осмеливаются даже стремиться к нему и никогда не испытывают настоящего С. Возрождая идеи гуманистической этики, ряд философов XX в. (Б. Рассел, Э. Фромм) анализи-руют социальные и психологические условия возможности С. Рассел, например, считал, что С. связано с возможностью самореализации человека как рационального, нравственного и политического существа, выделяя такие составляющие С., как познание, любовь и сострадание. Э. Фромм, основываясь на идеях психоанализа и философской антропологии, попытался обосновать современность идеи С. и сложности в ее осуществлении. Главная сложность состоит в том, что современному человеку навязывается непродуктивная ориентация (накопительская, потребительская, эксплуататорская, рыночная), что создает иллюзорные и извращенные формы удовлетворения его потребностей, порождает иррациональные потребности, которые разрушают человека физически. С., по утверждению Э. Фромма, — это критерий искусства жить и показатель продуктивности человека, оно является свидетельством того, что человек нашел ответ на загадку своего существования. Он горит, не сгорая. Одним из критериев продуктивности человека является его способность к любви. Современные исследователи большое внимание уделяют анализу аномальных явлений в психике и условиях жизни человека, часто сводя этику к психологии. Помогая пациенту в актуализации своих сил, целитель побуждает пациента быть благоразумным, щедрым, стремиться еще к каким-то добродетелям. Поэтому можно говорить об общности современных теорий с древними доктринами.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 567-569.

Tags: 
Понятие: