Суппозиция

СУППОЗИЦИЯ - понятие средневековой логики, впервые рассмотренное Иоанном Дунсом Скотом (1265—1308) и понимаемое им как возможность или невозможность замещения переменного термина конкретным постоянным термином, взятым из множества однородных предметов. Понятие С. ведет к различению двух видов абстракции: изолирующей и генерализирующей, а это в свою очередь — к различению двух видов кванторов (количественных показателей суждений типа «все» и «некоторые»): «любой» (произвольно выбранный из множества) и «всякий» (относящийся к множеству в целом). Понятие С. было затем уточнено Уильямом Оккамом (между 1280 и 1290—1349). При этом Оккам опирается, с одной стороны, на введенное Скотом понятие интенции, которая трактуется как установка (направленность) человеческого сознания на объект мысли. Если этим объектом являются реальные предметы, то интенция называется первичной, а если это мысленные объекты, то — вторичной. С другой стороны, основанием учения Оккама о С. служит особое понимание им логики. Логика в целом у него не относится к теоретическим дисциплинам, а является словесной наукой, предмет которой — язык. Но в логике есть теоретическая часть — это учение о понятии. Именно к этой части и относится учение о С. Теорию С. Оккам связывает со способом представления мыслей в языке. Когда в речи употребляется слово, выражающее общее понятие, то, чтобы точно понимать смысл речи, мы должны знать, мыслится ли конкретный индивид как элемент объема общего понятия или общее понятие в целом. Например, когда мы говорим «Человек бежит», то мыслим при этом не общее понятие «человек», а конкретного человека. Поэтому возможны подстановки имен конкретных индивидов, выбранных из множества «человек» и не приводящих к ложным высказываниям: «Иван бежит», «Петр бежит». В данном случае общее понятие не может мыслиться собирательно, а используется в первичной интенции, т.е. относительно конкретного объекта, к данному понятию относящегося. Если же понятие представляет мыслимое множество в целом, то оно используется во вторичной интенции. Например, «Человек есть разумное существо». В данном случае речь идет о роде людей в целом и подстановка, подобная предыдущей, невозможна, т.к. может привести к образованию ложного суждения.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 557-558.

Понятие: