Структура времени феноменологическая

СТРУКТУРА ВРЕМЕНИ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ. В феноменологии различают объективное время существования реальных предметов и имманентное время сознания их, т.к. любое переживание временных отношений в сознании само обладает своей временностью. Анализ именно этого внутреннего времени и составляет собственную задачу феноменологии, тогда как объективное время не является феноменологически данным и подлежит «нейтрализации» в эпохе. Посредством феноменологической эпохе происходит смещение исследовательского интереса от объективного времени к внутреннему сознанию-времени, в котором конституируется объективное время.

Всякое сознание как интенциональное переживание имеет свою внутреннюю временную структуру. Начальной позицией сознания-времени является точка Теперь (ак-туальное настоящее, или первичное впечатление в восприятии), которая всегда дана в связи с целым всего сознания, т.е. в предцанных горизонтах прошлого и будущего. Каждое актуальное переживание несет с собой «шлейф» бывших переживаний и предвосхищает будущие. Причем в этом временном потоке постоянно происходят модификации.

Теперь мгновенно переходит в более-не-Теперь, а еще-не-Теперь занимает место Теперь. Неизменной остается только сама формальная структура потока: ретенция — Теперь — протенция. Ретенция (лат. retentio — удерживание) — первичная память, удерживаемая в настоящем. В узком смысле это мгновенное сознание только что истекшей фазы, «живой горизонт Теперь», но в то же время ретенция «несет в себе наследие прошлого», т.е. подразумевает весь континуальный ряд отодвигаемых в прошлое моментов актуального Теперь, который, подобно хвосту кометы, постепенно ослабевает, теряя ясность и отчетливость. Протенция (лат. ргоtentio — предвосхищение) — первичное ожидание, предвосхищение будущего в настоящем. Если в ретенциальном сознании можно проследить путь от настоящего к прошедшему, то осуществление протенций ведет от прошлого к «живущему настоящему». Таким образом, становится ясно, как благодаря темпоральной структуре переживаний обеспечивается связность всего сознания. Внутреннее сознание времени выступает той основной формой универсального синтеза, которая делает возможными все прочие синтезы сознания.

Обращая взгляд от темпоральности переживаний к самой имманентной временности как таковой, мы обнаруживаем предельный уровень общей структуры времени — «абсолютный темпорально-конститутивный поток сознания», в котором конституирующее и конституируемое совпадают. Именно этот застывший поток вневременного времени, называемый Гуссерлем «первичным сознанием», или «абсолютной субъективностью», является наиболее глубинным пластом феноменологического исследования и фундаментом феноменологической онтологии. Возможность самой феноменологии сознания укоренена в его собственной временности, поскольку имманентное время обусловливает как возможность конститутивной деятельности сознания, которую описывает феноменология, так и возможность рефлексии (альфы и омеги феноменологического метода) на основе ретенциального сознания.

Литература:

Гуссерль Э. Собр. соч. Т. I: Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994;

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988;

Рубене М. Учение Гуссерля о времени // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 550-551.