Общество открытое и закрытое

ОБЩЕСТВО «ОТКРЫТОЕ» И «ЗАКРЫТОЕ» (the «open» society and the «closed» society) — понятия, впервые использованные А. Бергсоном в его книге «Два источника морали и религии» (1935) и разработанные К. Поппером в период между 1938 и 1943 гг. в книге «Открытое общество и его враги». В противопоставлении друг другу эти понятия используются для характеристики культурно-исторических, социальных и политических систем, построенных на противоположных основаниях и принципах, которые свойственны ранним и более зрелым этапам обществ, развития.

Общество «закрытое» — общество, едва вышедшее из лона природы. Оно представляет собой тип общества, характеризующийся ограниченной мобильностью, статичной социальной структурой, традиционализмом, неспособностью к инновациям, догматичной авторитарной идеологией, нетранспарентными информационными отношениями и связями, тоталитарной политической системой. Его отличает вера в магические табу, запреты, обычаи, законы, в неизбежность и предопределенность, власть страха перед внешними силами, действующими, как правило, неотвратимо, насильственно, фатально, роковым образом, неизменно, наподобие восхода и захода солнца, смены дня и ночи, времен года и т.п. В Обществе «закрытом» сознательное изменение, конструирование социальной реальности, проектирование социальных институтов является не правилом, а исключением и встречается чрезвычайно редко. В нем каждому индивиду отведены свои место и роль, человек не стремится к их изменению. Согласно Попперу, признаками и характеристиками Общества «закрытого» обладают общества племенные, магические, коллективистские. Все они терпят крах, когда благоговение, с которым воспринимается существующий социальный порядок, сменяется активным вмешательством в него, критическим отношением и сознательным стремлением реализовать собственные или групповые интересы. Переход от Общества «закрытого» к «открытому» является одной из глубочайших революций, через которые проходит человечество. Такой переход, по Попперу, имеет место тогда, когда социальные институты, структуры и процессы впервые признаются продуктами человеческого творчества, и когда их сознательное изменение обсуждается в терминах их пригодности для достижения людских целей и намерений. Человечество и по сей день находится все еще в начальной стадии этого перехода, переживая его исключительно остро и трудно.

Общество «открытое», по определению Поппера, представляет собой такой тип общества, который характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. 

Концепция Общества «открытого» включает прежде всего идеи демократии, свободы и равенства. К последнему можно прийти только через институциональный контроль над властью. Поэтому одна из главных идей Общества «открытого» — идея власти закона. Задача установления Общества «открытого», следовательно, состоит в утверждении новой, гибкой и живой традиции служения закону.

Характеризуя основные черты Общества «открытого», принято подчеркивать его рациональность, восприимчивость к новому, реформам, изменчивость, основанную на внутренней диалектике самореформирования и самосовершенствования. Оно стремительно движется вперед, подчиняясь логике ситуаций, повышая личную ответственность и значимость самостоятельных решений, осуществляя продуманный выбор и тщательную подготовку к социальным реформам, к обустройству жизни в условиях расширения степени свободы. В Обществе «открытом» налицо конкуренция за статус среди его членов. Здесь возникает новый индивидуализм вследствие ослабления биологических или физических связей и повышения роли социокультурных, духовных отношений. Это по особому нравственное и справедливое общество. Его новой верой является гуманизм, т. е. вера в человека, его интеллект, общественную атмосферу, где достоинство человеческой жизни придают разум, любовь к истине, доброте, красоте и благу. Общество «открытое» — «благое общество» (У. Липпман), идеалом которого является неотчуждаемое право каждого индивида на жизнь с достоинством и в благополучии.

Сознательное строительство такого общества зависит от степени познания социальных процессов. Учитывая их существенную непредсказуемость, эта задача состоит в раскрытии и учете неочевидных зависимостей и сложности человеческой деятельности, хрупкости социального материала, его сопротивления давлению и манипулированию.

Общество «открытое» становится в поиске и реализации наилучших вариантов жизни людей, стремясь обеспечивать оптимальное взаимодействие социальных принципов диалога, консенсуса, партнерства и солидарности, комплиментарности, транспарентности и толерантности; стратегий развития (имитационной, эволюционной, радикальной и инновационной); демократических социальных технологий (переговоров, договоров, выборов, референдумов, связей с общественностью, изучения обществ, мнения и др.).

Иными словами, переход к Обществу «открытому» не означает и не должен означать замены одной системы (формации) на другую. Нет никакого смысла в переходе от социализма к капитализму или наоборот. Как отмечает Р. Дарендорф, дорога к свободе есть переход от «закрытого» общества к «открытому». А «открытое» общество — не система, а только стратегия и способ для изучения и реализации альтернатив. Экономические структуры и политика в нем не предопределены. Оно зиждется на свободной ответственности свободного человека.

Э.М. Андреев

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 299-300.

Литература:

Корнфорт М. Открытая философия и открытое об-во. М., 1972;

Поппер К. Открытое об-во и его враги: В 2 т. М., 1992;

Бергер П., Лукман Т. Соц. конструирование реальности. М., 1995;

Подойницына И.И. Об-во открытых кл.: очерки о моделях соц. структуры. Новосибирск, 1999;

Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Соц-я 21 в. М., 2003;

Социол. энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003;

Осипов Г.В. Соц-я и об-во. М., 2006;

Popper К. The Open Society and Its Enemies. L., 1942.