Дидактика
ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т. е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования. Функции дидактики: теоретическая (диагностическая и прогностическая) и практическая (нормативная, инструментальная).
Дидактика урока — система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Дидактическая система учителя — совокупность документов и дидактических материалов, с помощью которых учитель осуществляет обучение, развитие и воспитание детей на уроках и внеклассных занятиях. Включает в себя: стандарт образования, учебную программу, календарные и тематические планы, конспекты уроков, планы воспитательной работы, пособия, наглядные средства и т. п.
Дидактические правила — руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Например, одним из правил реализации принципа наглядности является такое: использовать различные виды наглядности, но не увлекаться их чрезмерным количеством.
Дидактические принципы — основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Дидактические способности — способности обучать.
Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя, воспитателя, родителя, тренера и др. Дидактогения, проявляющаяся угнетенным состоянием, страхом, фрустрацией и т. д., отрицательно сказывается на деятельности ученика и его отношениях с окружающими.
Дидаскология — наука об учителе. Просуществовала с 1910 года до 30-х годов XX столетия. Основатель — Т. Г. Маркирьян.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 37-38.