Спинозизм

СПИНОЗИЗМ - учение нидерландского философа Бенедикта Спинозы (1632—1677), важнейшими компонентами которого являются рационально-интуитивистская гносеология, пантеистическая метафизика, натуралистическое учение о природе, частицу которой составляет человек, механистический детерминизм, отвергающий всякую телеологию, рационалистическо-историческая критика Ветхого Завета, а также глубоко обоснованная светская этика, тем не менее объявленная Спинозой подлинной религией, в то время как официальные богооткровенные религии фактически отождествлены с суевериями. 

Некоторые из этих компонентов оказали большое влияние на различных европейских философов XVII -XIX вв. Критическая заостренность против иудео-христианской религии, поскольку ее первым фундаментом служил Ветхий Завет, послужила одним из важных источников атеизма французских просветителей XVIII в., которые, однако, с позиций сенсуализма отвергали его метафизику. Великие немецкие идеалисты Шеллинг и Гегель, напротив, некоторые важнейшие свои идеи развивали на основе этой метафизики.

Однако наибольшее влияние С. оказал на многих философов (и ученых) своим отождествлением Бога с природой и ее законами (а также с единой и единственной субстанцией). Многими богословами и философами XVII —XVIII вв. Спиноза был квалифицирован как атеист, но он сам категорически отвергал эти обвинения, поскольку отождествлял атеизм с аморализмом и подчеркивал, что его пантеистическая метафизика и основанная на ней этика представляет собой подлинную религию. Отсюда позиции многих западных философов XIX—XX вв., начиная с Эрнеста Ренана (1823—1892), считающих С. подлинной религией просвещенных людей, совершенно не удовлетворенных традиционными догматическими монотеистическими религиями. Убежденным сторонником С. как «космической религии», отвергающей суеверия, объявлял себя великий физик Эйнштейн.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 540-541.

Понятие: