Социальное время

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ - категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. Современное восприятие времени очень сильно отличается от его восприятия людьми древнего мира и средневековья. Дело в том, что представления о времени, ощущение его хода и необратимости связаны с понятиями становления и развития, но люди не всегда осознавали, что все в мире формируется, изменяется и развивается. Первобытные люди, например, воспринимали мир как нечто раз и навсегда данное и неизменное. Они представляли время лишь как границы жизни и не придавали ему социального значения, не фиксировали его как определенные этапы своей жизнедеятельности. Само восприятие времени связывалось с событиями, имевшими место в жизни рода или племени. Такое отношение ко времени объясняется не только характером общественных отношений, но и отсутствием письменности. Объективно не было необходимости в точной фиксации времени, в его измерении. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени.

В античном мире время уже получает социальную характеристику и воспринимается как фактор, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и поэтому требующий к себе внимательного отношения. Люди начинают осознавать связь настоящего, прошлого и будущего. Восприятие времени уже имеет не просто чувственно-осязаемый характер (связь времени с каким-либо событием), но и абстрактный, т.е. время оценивается независимо от конкретных вещей, событий и явлений. Однако подлинное понимание времени начинается с эпохи Возрождения. В этот период появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой через призму времени, люди начали представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени.

При исследовании С.в. следует иметь в виду, что всякая разновидность времени носит социальный характер. Поэтому время, изучаемое всеми общественными дисциплинами (политической экономией, историей, социологией и т.д.), есть С.в. Историческое время, например, связано с содержательным анализом социальных организмов и поэтому требует целостного подхода. Оно приобретает содержание лишь при условии, если его отнести к специфической форме существования социальной целостности. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание. Для раскрытия цикличности и прерывистости исторического времени нужно исследовать содержательность и насыщенность исторических событий.

Категория С.в. помогает показывать историю в движении и изменении.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 535-536.