Созерцание эстетическое

СОЗЕРЦАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - а) в греческой традиции — всматривание в чувственные и бестелесные эйдосы (… — вид, образ); б) как термин эстетики утвердился в немецкой классической философии (Anschauung — созерцание, anschaulich — наглядный, Anschaulichkeit — наглядность) и обозначал специфическую рефлексию вкуса (И. Кант); непосредственное восприятие предмета, или представление о нем (чаще — зрительное, но не сводимое к нему); в) непонятийное, нерациональное, интуитивное восприятие (романтизм); г) внешнее С.э., обращенное к чувственно-телесной, «овнешненной» предметности, внутреннее С.э. — к идеальным образованиям (Гегель); д) неотъемлемый компонент эстетического отношения к предмету, коррелят понятия вживания в предмет (М. Бахтин).

С.э. — особый способ отношения к бытию, в котором доминирует чувственное начало. Созерцание есть равноправное взаимодействие двух реальностей, субъекта и объекта (С. Рубинштейн). Созерцание предполагает умение ценить форму предмета и проникать посредством интуиции, воображения и «прочтения» несомых ею смыслов в духовную ценность предмета. Оно предполагает некоторую дистанцию между субъектом и объектом, Я и предметом, «схватывание» «внешнего единства и внутренней целостности» (Гегель). С.э. направлено на чувственную сторону предмета искусства (красочную поверхность живописного полотна, скульптурный объект и фактуру, звуко-речевые структуры поэтического текста, соотношения музыкальных звучаний), вместе с тем участвующее в нем воображение направляет его в образно-смысловую, духовную сферу. С.э. не отделено от осмысления предмета, ибо вместе «с непосредственным восприятием предмета дано уже его понимание и название» (Л.C. Выготский). И. Кантом теоретически обоснована связь С.э. с такой характеристикой эстетического вкуса, как бескорыстие и незаинтересованность. С помощью понятия «незаинтересованность» Кант пытался определить специфику С.э. и суждения вкуса и, в частности, отличие С.э. от утилитарного, практически полезного, чувственно-приятного: Кант утверждал, что предмет С.э. не должен быть обязательно реальным (например, в искусстве), и даже в том случае, когда он реален, предметом восприятия становится представление воображения, соотносимое с нашим вкусом.

«До» и «после» Канта говорили о том, что С.э. противоположно интересу обладания (Э. Берк, Винкельман), что оно свидетельствует о готовности эстетического субъекта к получению впечатлений, о его открытости по отношению к объекту без переключения только на собственные размышления и переживания, абсолютно не связанные с предметом (Дюбо, Гегель). Отмечалось, что при С.э., с одной стороны, устраняется все, что мешает пристальному вниманию к объекту, с другой, — что оно непринужденно и свободно.

Литература:

Кант И. Сочинения в 6-ти т. Т. 5. М., 1966;

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 4. М., 1973;

Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1965;

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979;

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 525-526.