Неомарксизм (Осипов, 2014)

НЕОМАРКСИЗМ — течение западной социально-философской мысли, представители которого, интерпретируя философию К. Маркса в духе неогегельянства, фрейдизма, «философии жизни», экзистенциализма и структурализма выступают с критикой «слева» позитивистского истолкования марксизма теоретиками II Интернационала (К. Каутским и др.). Основоположниками Н. считаются Д. Лукач («История и классовое сознание», 1923) и К. Корш («Марксизм и философия», 1923). С конца 20 - начала 30-х гг. 20 в. Н. активно развивался теоретиками Франкфуртской школы — Э. Фроммом, Г. Маркузе, М. Хоркхаймером и Т. Адорно. Во Франции после 2-й мировой войны к Н. примыкают А. Лефевр, Ж.-П. Сартр, Л. Гольдман. В англоязычных странах Н. формировался под влиянием нем. и франц. его версий на почве соц., философии и социологии (Р. Миллс, Э. Гоулднер, И. Горовиц, Н. Бирнбаум, Т. Боттомор и др.).

Основная тенденция Н. как социально-философского направления заключается в соединении философских понятий с политэкономическими и общесоциологическими. В качестве центральной и основополагающей в Н. выступает категория «отчуждение», понимаемая в социально-экономическом смысле. Резкльтатом «отчуждения» оказывается не только соц. структура антагонистических обществ, форм, но и субстанциальное содержание мира, его предметно-вещественный характер. Отсюда тенденция к социоморфизму и релятивизму, характеризующая Н. Сторонникам Н. свойствен нигилизм в отношении культуры духовной, в к-ром прослушиваются ницшеанские обертоны и полит, экстремизм, противоречивым и эклектичным образом сочетающийся с концепцией фатализма «капиталистической цивилизации».

Возводимая в своих истоках к гомеровским временам (и таким образом отождествляемая с западной цивилизацией и культурой в целом), история «кап. цивилизации» предстает в Н. как фатально-необходимый процесс прогрессирующего «сумасшествия» Разума. В связи с этим антикапиталистическая революция предстает в апокалиптическом свете как «конец истории», всемирный катаклизм, вселенская катастрофа, результатом которой должно стать появление чего-то «радикально иного», отменяющего все предшествующее развитии человечества как «сплошное недоразумение». Отсюда расчет неомарксистских теоретиков на тех, кто люмпенизируется западной цивилизацией, оттесняется на ее периферию, отбрасывается на дно соц. жизни и не имеет с этой «неудавшейся цивилизацией» никаких точек соприкосновения, кто бы они ни были: жители «третьего мира», не вовлеченные еще в орбиту «модернизации»; наркоманы; «враждебные интеллектуалы», агрессивно противостоящие западной культурной традиции; представители «сексуальных меньшинств»; нетрудоустроенная и инфантильная молодежь, не желающая включаться в трудовую жизнь взрослых; безработные, преступники. Отмеченные особенности Н., с одной стороны, обеспечили его широкую популярность в 60-е гг. 20 в., когда в обществ, сознании Запада законодателями моды были «новые левые», поднявшие неомарксистов на щит в качестве своих идеологов, а с другой — вызвали его углубляющуюся критику в 70-е гг. 20 в., когда движение «новых левых» потерпело крах, зайдя в тупик левого экстремизма и терроризма. Попытки Ю. Хабермаса и Боттомора трансформировать Н., «либерализовав» его и освободив от экстремистских «крайностей», не предотвратили утраты и прежнего значения, а скорее способствовали «размыванию» его изнутри.

Ю.Н.. Давыдов

Литература:

Неомарксизм и проблемы соц-и культуры. М., 1980;

Буржуазная соц-я на исходе 20 в.: критика новейших тенденций. М., 1986;

История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998; Т. 4. СПб., 2000;

Дмитриев А.Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). СПб.; М., 2004.

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 278-280.

Понятие: