Амбивалентность (Осипов, 2014)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба, valentia — сила — противоречивый, двойственный) — сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку, одна из которых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литературе это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в научный оборот психиатром Э. Блейлером, который видел в А. основную характеристику психической жизни чел., страдающего раздвоением личности (шизофренией). Он вычленил три типа А.: 1) эмоциональную — позитивное и одновременно негативное чувство к какому-либо человеку (таковы, по его мнению, отношения родителей и детей); 2) волевую, выражающуюся в бесконечных колебаниях между противоположными решениями, непримиримом конфликте между ними, сопровождающимися подчас отказом от всякого решения; 3) интеллектуальную, заключающуюся в нанизывании противоречащих друг другу взаимоисключающих идей, между которыми мечется мысль больного. Во всех трех случаях, по Блейлеру, А. является свидетельством распада личности.

Расширяя смысл и область применения этого понятия в психологии, 3. Фрейд рассматривал А. не только как сосуществование противоположных эмоциональных, волевых и интеллектуальных установок, но и как сосуществование в недрах одной и той же личности более «глубинных» побуждений (влечений) — активных и пассивных витальных импульсов: напр. к разрушению «объекта» (садизм) или самого себя (мазохизм). В конце концов эти влечения были сведены Фрейдом к двум разнонаправленным формам «инстинкта смерти» («Танатоса»). Инстинкт смерти и разрушения противопоставлялся жизнеутверждающему инстинкту жизни («Эросу»): противоположность этих двух фундаментальных инстинктов и обусловливает, по Фрейду, как изначальную А. чел. психики, так и все послед, формы этой двусмысленности. Он видел в А. особенность инфантильной эмоциональной жизни, которая оказывается следствием зависимости ребенка от матери.

Социологическая интерпретация А. дана в работах Р. Мертона, который истолковывает ее с помощью понятий «социальную роль», «статус», «конфликт ролей». Считая источником психической А. социальную А., Мертон вычленяет ряд соц. типов А.: 1) связанную с множеством функций, придаваемых статусу личности (например, экспрессивной и инструментальной); 2) обусловленную конфликтом между статусами (напр., конфликт статусов мужчины и женщины в семье и на производстве); 3) определяемую конфликтом между отдельными социальными ролями; 4) вытекающую из факта сосуществования в обществе противоположных ценностей культуры среди членов общества; 5) обусловленную конфликтом между социальной структурой и системой культ, ценностей, т.е. конфликтом между предписываемыми культурой стремлениями и предоставляемыми социальной системой средствами для их осуществления; 6) имеющую своим источником существование определенного круга людей, живущих одновременно в нескольких обществах (иммигранты) и ориентированных на различные культурные ценности. Свою социологическую теорию Мертон применил также к анализу конфликта норм, свойственных науке как социальному институту. Практически это было, с одной стороны, попыткой рациональной социологической расшифровки психоаналитической теории А., с другой — некоторой психологизирующей зашифровкой той проблематики, которая была взята в более чистом виде в социологических теориях конфликта.

Ю.Н. Давыдов, А. П. Огурцов

Литература:

Идеалистическая диалектика в 20 столетии. М., 1987;

Smelser N. The Rational and the Ambivalent the Social Sciences // Smelser N. The Social Edges of Psychoanalysis. Berkeley; Los Angeles, 1998. P. 168-196.

Использованы материалы кн.: Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 15-16.