Герменевтика (Кузнецов)

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. ἑρμηνευτική - объяснение, изложение, толкование) — термин имеет различные трактовки. Г. называют искусство интерпретации (толкования) текстов, под которыми понимают любые произведения: художественные, исторические, философские, религиозные и пр. Термин «Г.» употребляется также и в теоретическом смысле: Г. — это теория понимания, учение о технике постижения смысла. Такое толкование мы находим в некоторых современных философских контекстах. Есть также истолкование этого термина как «искусства постижения чужой индивидуальности». Это специфическое понимание Г. имеет довольно длительную историю и связано прежде всего с одним из видов Г., который можно назвать «психологической Г.». Наконец, можно найти определение Г. как учения о принципах гуманитарных наук. Здесь Г. уже приобретает функции онтологические и социально-философские, т.е. претендует на роль философской дисциплины. Актуальность и значимость герменевтической проблематики в философии определяется усилением интереса к Г. и к связанным с нею проблемам истолкования, интерпретации и понимания в практической жизни, политике, морали, праве, искусстве, религии, коммуникативной деятельности, образовании. В более узком смысле следует отметить, что возникновение философской теории интерпретации мира гуманитарной культуры — философии наук о духе — с необходимостью приводит к герменевтической проблематике. Особо специфичной для философского исследования является проблема природы философского знания, углубленное рассмотрение которой актуализирует герменевтическую тематику.

Следует заметить, что современная Г. превращается в учение о бытии, т.е. становится философской дисциплиной. Это стало возможным из-за переосмысления места ее основной категории «понимание». Понимание из модуса познания превращается в модус бытия. Основной задачей Г. выступает не методологическая направленность на постижение смысла, а выявление онтологического статуса понимания как момента жизни человека. Г. в связи с этим приобретает философскую значимость, становится учением о человеческом бытии.

Современной Г. поставлен вопрос о логике понимания. Одна из гипотез, пытающаяся раскрыть сущность герменевтической логики, была предложена Х.-Г. Гадамером. По его мнению, мы понимаем смысл текста, если понимаем вопрос, ответом на который является текст. Мы достигаем понимания в случае слияния «горизонтов понимания», пытающегося реконструировать вопрос интерпретатора и текста. Подлинная герменевтическая проблема заключается в проникновении в смысл текста самого по себе, а не в реконструкции «воли автора» (см. подробнее Герменевтическая логика).

Современная Г. вскрывает предструкту ры понимания. Предструктура понимания есть сложное, многоуровневое образование, в которое в качестве составных моментов входят предрассудки, авторитет, традиция. Предрассудки бывают истинными (способствуют пониманию) и ложными (ведут к неправильному пониманию). Достижением современной Г. является открытие позитивных предрассудков и недогматического следования авторитету и традиции. Предрассудки, авторитет и традиция составляют объективные условия понимания.

Герменевтический круг, который в предшествующей Г. был лишь методологически ориентирован на постижение смысла текста, становится описанием онтологии понимания, в которую органически включено предпонимание, на основе которого предвосхищается смысл целого, строится предварительное рационально осознанное предположение, изменяющееся во времени по мере углубления во внутреннюю структуру целого, движения по кругу понимания. Предпонимание и герменевтический круг представляют собой основной стержень механизма смыслового движения понимания, т.е. логики герменевтического рассуждения. 

Для современной Г. характерна тенденция к обособлению собственной проблематики, к организации и экспликации своего предметного мира с одновременным отделением от нерационалистической компоненты. Освобождение от редукционистских и психологически нагруженных подходов идет под девизом борьбы за специфику гуманитарного знания, за отделение Г. от традиционной теории познания и историко-психологически нагруженных методологий постижения смысла текста. Для более полного ознакомления с концепцией см. Универсальная герменевтика, Действенно-историческое сознание, Интерпретация, Традиция, Диалог, Герменевтическая феноменология, Герменевтика фактичности, Герменевтическая логика, Герменевтический методологический стандарт, Обоснование наук о духе, Проявление жизни, Формы понимания, Аллегорический метод.

Литература:

Schleiermacher Fr., Werke. Auswahl in vier Banden. Bd. 4., 1911;

W. Diltheys gesammelte Schriften. 5. Band. Leipzig; Berlin, 1924;

Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode. Tubingen, 1960 (русский перевод: Гадамер X.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М„ 1988);

Idem. Kleine Schriften. Bd. 3. Tubingen, 1960;

Betti E. Allgemeine Auslegungslehre als Methodik der Geisteswissenschaften. Tubingen, 1967;

Hermenetik als Weg heutiger Wissenschaft. Salzburg; Miinchen, 1971;

Хайдеггер M. Введение в метафизику. СПб., 1998;

Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы /Контекст (ежегодник). М., 1989, 1990, 1991 и 1992;

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 102-103.

Понятие: