Воспитание экологическое
ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ - составляющая часть общественного В., направленная на формирование у граждан экологического сознания, один из главных путей гармонизации взаимоотношений общества и природы; последовательное развитие у подрастающего поколения и у всего населения высокой экологической культуры, включающей в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за её судьбу как наивысшую национальную и общечеловеческую ценность - естественную и единственную основу жизни на Земле; утверждение в сознании и деятельности людей принципов рационального природопользования, рачительного отношения к природным ресурсам, формирование навыков и умения решать те или иные хозяйственно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Для экологического сознания характерны следующие особенности. 1. Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признаётся изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бес-полезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества. 2. Отказ от иерархической картины мира. Человек не признаётся обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы. 3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием. 4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. 5. Природа и всё природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком. 6. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы. 7. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства. 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради неё самой.
Т.о., для экологического сознания характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противоположности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнёров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 90.