Персонификация (Кузнецов, 2007)

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (лат. persona - маска, личина, лицо) — наделение каких-либо природных или абстрактных объектов или явлений личностными свойствами. В акте П. объект восприятия наделяется личностным статусом, именем и образом. П. — одна из наиболее фундаментальных операций мифологического и религиозного сознания. В мифологическом мышлении П. проецирует на окружающий мир свойства человека (см. Антропоморфизм), выступая важным средством конкретизации мифологического образа. В религиозном сознании П. оформляет акт отделения божественной сущности от первичной обожествленной субстанции (так, у индоевропейских народов в культе священного огня постепенно в процессе П. выделились личные божества священного огня: например, у индоариев — Агни, у римлян — Веста). П. сопутствует становлению божественного пантеона и появлению личных богов. В развитых религиях П. зачастую становится препятствием к созданию и оправданию представлений о божественном Абсолюте, что порождает в теологии обратную тенденцию к деперсонификации. Особую роль П. играет в искусстве, обеспечивая формирование образов при помощи переноса на явления природы и культурные феномены черт человеческой личности. Особенную художественную значимость П. получает в поэтических метафорах и аллегориях. В научном мышлении П. часто используется как специфическое средство метафорического обозначения феноменов, невыразимых в строгих терминах. К. Г. Юнг использовал метод П. для описания архетипов коллективного бессознательного (Старец, Дитя, Герой и др.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 415-416.

Литература:

Dasgupta S. A history of Indian philosophy. Vol. 1. Cambridge, 1922;

La notion de personneen Afrique noire. P., 1973;

Булгаков C.H. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994;

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.