Персонализм (Кузнецов, 2007)

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona - личность) — теистическое направление в современной западной философии, полагающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а мир - проявлением творческой активности Бога как верховной личности. П. сформировался в конце XIX в. в России и США, а затем получил развитие во Франции и других странах в 30-е гг. XX в. Считается, что первым термин «П.» ввел в оборот Ф. Шлейермахер в «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). Основоположниками П. в США были Б.П. Боун и его последователи Дж. Хауисон, Э. Брайтмен, Р. Флюэллинг, У. Хокинг и др., объединившиеся вокруг журнала «Personalist», основанного в 1920 г. Во Франции органом П. стал журнал «Esprit» (с 1932 г.) и группировавшиеся вокруг него Д. Де Ружмон, П. Ландсберг, М. Недонсель, Г. Мадинье и др. во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа. В рамках П. начинал свою философскую деятельность П. Рикер. В России сторонниками П. были Н. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. Лосский, С. Булгаков и др. Сами представители П. полагали свою философию не отдельной школой, а одной из основных тенденцией в развитии философии, имевшей продолжение на протяжении всей ее истории.

Теоретические причины разработки П. коренятся в поисках связи между безличным характером знания, его инвариантностью и содержанием сознания и воли, с совокупностью эмоциональных проявлений отдельного индивида, а также беспомощности идеалистической философии найти эту связь. Принципу монизма и панлогизма был противопоставлен плюрализм — множественность сознаний, воль, личностей, а разуму — интуиция. Провозглашался также принцип теизма — творения и развития мира Богом как верховной персоной. Субъекта познания классической философии, гносеологического субъекта вообще П. предлагает заменить человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической тотальности, т.е. активным субъектом, ибо познает только конкретный, единичный человек. Понятие «личность» в П. превращается в фундаментальную онтологическую категорию. Личность предстает основным проявлением бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Личность и ее опыт провозглашаются единственной реальностью, истоки которой коренятся не в ней самой, а в едином начале, в Боге. Наука с ее понятийным аппаратом и дискурсивным мышлением, согласно П., не может претендовать на постижение всего многообразия мира, эта задача возлагается на религиозную философию, которая должна заниматься поисками смысла существующего с точки зрения свободы человека и его взаимоотношений с Богом. У русских персоналистов, в частности у Бердяева, в основе учения о личности лежит тезис о свободе воли, о человеке как деятельном, волевом субъекте, а также идея о принципиальной враждебности общества и человека. Понятия «индивид» и «личность» должны различаться. Человек как часть рода и общества — индивид, как субъект свободного волеизъявления, преодолевающий конечность жизни и социальные условности — личность. Во французском П., например, у Мунье христианское учение о человеке провозглашается революционным переворотом в истории человечества, т.к. в нем был открыт подлинный смысл активности и деятельности человека. Лакруа рассматривал личность как жизненный порыв, спиритуальную энергию, стремящуюся к Богу. Задача личности — «вернуться к себе», сломать привычный контакт со средой, заниматься саморазвитием и совершенствованием. П. настаивает на неподлинности земного существования и трактует смерть в христианском ключе как путь к истинному существованию души. Социальная доктрина американского и русско-французского П. отличалась: первые ограничивались констатацией кризиса современного мира, общества и человека, уповая на жизнеспособность западной культуры и самосовершенствование человека, вторые, напротив, акцентировали социальную проблематику в духе антикапиталистической направленности и призывов к социальному обновлению и общинной революции.

Литература:

Бердяев Н. Персонализм и марксизм // Путь. 1935. № 48;

Мунье Э. Персонализм. М., 1999;

Lacroix J. Marxisme, existentialisme, personnalisme. P., 1966;

Bowne B.P. Per- sonalism. N.Y., 1908;

Flewelling R.T. Creative Personality. N.Y., 1926.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 414-415.

Понятие: