Патрология (Кузнецов)

ПАТРОЛОГИЯ (от греч. πατήρ  - отец и λόγος — слово, учение) — церковная дисциплина, предметом которой является христианская богословская письменность. Впервые термин «П.» в значении «учения об отцах церкви» был введен протестантским ученым И. Герхардом (ум. в 1637 г.). Первые патрологические опыты можно обнаружить уже в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (ум. ок. 340 г.), в сочинении «О знаменитых мужах» Иеронима Стридонского (ум. в 420 г.), в «Библиотеке» патриарха Фотия (ум. в 890 г.). Начиная с XVII в., когда в ее область начинает проникать критический текстологический анализ, П. оформляется в строго научную дисциплину.

В компетенцию П. входят: а) установление личности писателя и, в случае необходимости, составление его биографии; б) каталогизация подлинников и псевдоэпиграфов произведений; в) проверка аутентичности оригиналов; г) выяснение возможных влияний или заимствований из творений других авторов; д) текстологическая подготовка критических изданий памятников святоотеческой письменности; е) анализ содержания и богословская оценка этих памятников.

П. представляет собой одну из важнейших дисциплин во всех христианских конфессиях. В протестантизме термины «П.», «история догматов» и «история христианской литературы» иногда понимаются как взаимозаменимые. Тем самым подчеркивается беспристрастность научного подхода к любым текстам, в том числе и апокрифическим, и «еретическим», и отсутствие узкоконфессиональной позиции в оценке памятников святоотеческой письменности. С православной патриотической точки зрения среди богословов можно различать: христианских (христиан, не принадлежавших к православной церкви и излагавших христианское, но не православное учение); церковных (православных, чье изложение православного вероучения не было признано церковью абсолютно точным) и святых отцов (чье вероучение признано церковью эталонным выражением соборного). Католические теологи в вопросе причисления того или иного автора к «отцам церкви» придерживаются правила, по которому кандидат должен соответствовать четырем требованиям: а) ортодоксальность учения; б) святость жизни; в) признание церковью; г) древность.

П., как науку историко-критическую, следует отличать от других богословских дисциплин (экзегетики, церковной истории, догматики и пр.), в особенности от родственной ей патристики. Патристика занимается поиском, систематизацией и изложением аргументов, содержащихся в святоотеческих писаниях и доказывающих истинность положений догматического, нравственного и прочего богословия и канонического права. Поэтому в широком смысле она представляет собой «историю догмы» и относится к сфере догматического богословия.

В России П. как особый предмет в духовных семинариях и академиях не преподавалась, поскольку поглощалась другими дисциплинами: историей церкви, догматикой и т.п. Только в 1841 г. Св. Синод определил ввести отдельным предметом патристику. Курс П. в МДАиС был введен только в XX в.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 409-410.

Понятие: