Патриотизм как нравственный принцип

ПАТРИОТИЗМ — нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот — человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. В античной Греции со времен Сократа рассматривали П. не только как свойство человека, раскрывающее его нравственные качества, но в не меньшей мере и как характеризующие его общественно-политические черты, которые проявляются в его поступках, действиях как гражданина, сторонника или противника тех или иных политических сил, выражающих определенные общественные интересы. Как стойкое нравственное чувство П. вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых. Считается, что на становление патриотических чувств самое непосредственное влияние оказывает ментальность этноса, обусловленная природными, национальными и социокультурными условиями, в которых на протяжении длительного времени живут те или иные народы. Ментальность как образ мыслей или склад ума включает в себя все аксиологические формы сознания и, сочетаясь с миром коллективного бессознательного, образует тот менталитет, который определяет образ жизни этноса, его основные поведенческие реакции, предпочтения, вкусы, способы и методы общения и социального контроля. Формирование патриотических чувств населения проходит не только естественным историческим путем, за счет адаптации подрастающих поколений к социокультурным условиям бытия, но и осуществляется политической властью и используется ею в собственных целях. П. противостоит космополитизму и национальному изоляционизму. Еще в своих первых работах К. Маркс говорил о том, что пролетарии не имеют отечества, и в противовес П. выдвинул принцип интернационализма, объединения пролетариев всех стран, против буржуазии, чей П. имеет своекорыстные, узкоэгоистические интересы. Эти положения марксизма были использованы В.И. Лениным, особенно после Октября 1917 г., когда для успешной борьбы с буржуазией и иностранной интервенцией был выдвинут принцип революционного (потом — советского) П., неразрывно связанного с интернационализмом. В современной эмпирической (преимущественно социологической и политологической) научной традиции П. определяется как «национальный» или как «национализм» и провозглашается основной общественной ценностью. При этом П. понимается скорее как преданность национальной политической власти. Другими словами, в современном обществознании наметились два разных подхода к анализу этого сложного социального феномена: а) исследование П. в рамках изучения особенностей менталитета этносов, их социокультурных особенностей; б) изучение П. как значимой характеристики политической жизни современных народов с целью эффективного управления формированием патриотических чувств, их направленности.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 408.

Понятие: