Пассионарность (Кузнецов, 2007)

ПАССИОНАРНОСТЬ (от лат. passio - страсть) — термин, обозначающий главенствующий побудительный мотив деятельности отдельных индивидуумов или групп в их стремлении к осуществлению своих идеалов. Впервые введен в научный обиход Л.Н. Гумилевым в качестве центрального понятия теории П. П. — признак, отличающий личностей от большинства населения, «отклонение от видовой нормы, но отнюдь не патологическое». Пассионария как личность, обладающую П., отличает от обычных людей способность преодоления наиболее мощных родовых инстинктов — инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т.д., т.е. способность к самопожертвованию во имя осуществления своей идеи, идеала. На великую силу страстей указывал Гегель: «Мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершается без страсти». Но Гегель сводит страсть к «интересу», а под этим словом, отмечает Гумилев, в XIX в. понималось стремление к приобретению материальных благ, что заведомо исключает возможность самопожертвования.

Преданность идее и готовность к самопожертвованию во имя ее осуществления - один из ключевых моментов евразийского учения, к последователям которого относил себя Гумилев. Один из основоположников евразийства, Н.С. Трубецкой отмечал, что идея, во имя которой надо жертвовать собой, не может иметь в своем основании ни эгоизма, ни своекорыстия. Содержанием такой идеи может быть «общее дело», «общее благо» определенного субъекта истории, связанного общей исторической судьбой и месторазвитием.

Принимая выводы основоположников евразийства, Гумилев идет дальше, он старается объяснить причины и механизм появления П., различные ее фазы. П., по Гумилеву, формируется в результате мощных выбросов биохимической энергии космоса, открытой В.И. Вернадским. Такие выбросы не распространяются по всей территории земного шара, они концентрируются на сравнительно небольших пространствах Земли, инициируя появление пассионариев в пределах определенных этносов. Как утверждает Гумилев, по степени потребления биохимической энергии люди могут быть разделены на три типа. Гармоничные (их большинство), располагающие энергией в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Эти люди работают для того, чтобы жить. Есть люди, П. которых значительно ниже, чем у гармоничных людей. Их Гумилев называет субпассионариями — люди этого типа живут, не работая, ориентируются на потребление за счет других людей. Наконец, существует третий тип людей с «экстремальной энергетикой», с избытком ее для реализации инстинкта самосохранения и продолжения рода. Этот избыток энергии - П. — заставляет человека работать во имя своей идеальной цели. Соотношение людей разных типов в каждом этносе меняется во времени, что позволяет говорить о П. уже не на индивидуальном, а на популяционном уровне. Так называемый пас-сионарный толчок может привести к пассио-нарному наполнению этноса и видоизменению последнего по целому ряду фаз, параметров. Вначале П. устойчиво растет, что соответствует фазе пассионарного подъема. В это время идет интенсивное образование из целого ряда субэтносов единого нового этноса. Затем П. достигает максимальных значений и наступает акматическая (от греч. … — расцвет) фаза - фаза этногенеза, результатом которой становится создание единого этнического мира, суперэтноса, состоящего из отдельных, близких друг другу по поведению и культуре этносов.

Вся последующая этническая история связана с разрушением создавшегося суперэтноса вследствие падения П. После акматической фазы следуют фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, фаза мемориальная, фаза реликта. В целом этот процесс — от пассионарного толчка до угасания этноса — длится 1200 — 1500 лет.

Самые тяжелые моменты как в жизни этноса, так и людей, его составляющих, — это фазовые переходы, т.е. точки смены фаз. Фазовый переход всегда является глубоким кризисом, т.к. не только меняется степень П., но и происходит глубокая психологическая ломка стереотипов поведения ради приспособления к новой фазе.

По теории Гумилева, пассионарный толчок, приведший к созданию российского (евразийского) суперэтноса, начался на рубеже XIII в. Сейчас мы находимся в конце фазы надлома, начавшейся после Отечественной вортны 1812 г. Перестройку и последующие «реформы» можно характеризовать как переход к новой фазе — инерционной, со всеми вытекающими последствиями.

Теория П. Гумилева — дальнейшее развитие учения евразийцев и их непосредственных предшественников. Она перекликается с концепцией триединого процесса развития нации К. Леонтьева — от «первоначального периода простоты», через период «цветущей сложности» к периоду «вторичного смесительного упрощения». Она согласуется, особенно в практических выводах, с культурологической и цивилизационной концепцией Данилевского, считавшего «европейничанье» страшной болезнью, от которой надо избавляться России, а также с выводами Н. Трубецкого, предостерегавшего от опасности «европеизации» России. Вхождение России в «семью цивилизованных народов», считает Гумилев, приобщение российского этноса к «общечеловеческим ценностям» — величайшее заблуждение, ибо вхождение в чужой суперэтнос всегда предполагает отказ от своей собственной этнической доминанты и замену ее на господствующую систему ценностей нового суперэтноса. Это в свою очередь может привести к ликвидации российского этноса и России как государства.

Литература:

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1998;

Он же. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993;

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германороманскому. М.. 1991;

Леонтьев К. Византизм и славянство /Избранное. М., 1993;

Трубецкой И. Европа и человечество. София, 1920;

Евразийство: опыт систематического изло-жения. Берлин, 1926;

Гегель Г.В.Ф. Соч. Т. 8. М„ 1935.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 406-408.