Отчуждение (Кузнецов, 2007)

ОТЧУЖДЕНИЕ (нем. Entfremdung) - процесс, в ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта становятся самостоятельными по отношению к этому субъекту, отделяясь от него и определяя себя чуждым ему образом. Термин «О.» вошел в широкий философский обиход в середине XX в. благодаря публикации в 1930-е гг. ранних работ К. Маркса и ревизии философского наследия последнего, произведенной неомарксизмом.

Проблематика О. впервые по-настоящему затрагивается в возникающих в Новое время теориях общественного договора. Так, Гуго Гроций использовал термин «О.» в юридическом смысле для обозначения передачи прав суверена от одного лица другому. К проблематике О. близок анализ передачи человеком своих прав политическому организму у Гоббса, Локка, Руссо.

Философское значение О. придал Гегель, описавший становление действительности (объективацию) как процесс само-О. Абсолютного духа, который возвращается к себе в человеческом сознании. Человек, по Гегелю, оказывается одновременно результатом О. и преодолевающим О. существом: в той мере, 

в какой он принадлежит природе, человек является само-отчужденным духом; но в той мере, в какой он способен к познанию абсолюта, он преодолевает О.

Предложенную Гегелем схему подверг критике JI. Фейербах: не человек является само-отчужденным Богом, но, напротив, Бог представляет собой само-отчужденного человека: «Абсолютная сущность, Бог человека есть его собственная сущность» («Сущность христианства»).

К. Маркс расширил и обобщил критику гегелевской схемы О. Фейербахом. О. подвергаются продукты деятельности человека, окружающая среда, другие люди, а также - посредством всего перечисленного — сам индивид. В той мере, в какой человеческая деятельность подлежит объективации, она отчуждается в форме производимых ею объектов, которые в дальнейшем имеют самостоятельное и независимое от человека значение и выступают как внешняя, порабощающая его сила. Сосредоточенный преимущественно на экономическом аспекте проблемы, Маркс подчеркивал значение О. для системы капиталистического общества: «Предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя... Претворение в действительность выступает как выключение рабочего из действительности, опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета — как отчуждение, как самоотчуждение».

В дальнейшем различные неомарксистские концепции существенно расширили трактовку О., пик полемики вокруг которого пришелся на первые десятилетия после второй мировой войны. Одними из первых на концепцию О. в философии Маркса обратили внимание Д. Лукач и Г. Маркузе. Проблема О. становится также одной из центральных для экзистенциализма (Сартр, Ясперс, Хайдеггер), Франкфуртской школы, отдельных направлений психоанализа (Э. Фромм, отчасти В. Райх). Ж.-П. Сартр считал О. следствием онтологического конфликта между неотчуждаемой свободой индивида и окружающим его миром; тем самым О. становится неотъемлемой компонентой человеческого бытия. Для Маркузе О. представляется следствием доминирования инструментальной рациональности в современной европейской культуре, превращающей все элементы бытия в средства, отчуждающей их от индивида. Фромм сделал О. одним из ключевых понятий своего психоанализа культуры.

Литература:

Гегель Г.В.Ф.Феноменология духа. СПб., 2000;

Фейербах Л. Сущность христианства /Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1995;

Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 г. / Из ранних произведений. М.,1956;

Fromm Е., Marx's concept of man. N.Y., 1961;

Schaff A., Alienation as a social phenomenon. L., 1980; 

Geyer R.F., Alienation theories. Oxford, 1980.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 397-398.

Понятие: