Задатки (Шапарь, 2009)

ЗАДАТКИ — природные предпосылки способностей; врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы и мозга, составляющие природную основу развития способностей. Точных сведений, в чем именно они состоят, нет: то ли это некоторые свойства нервной системы, то ли какая-то специальная предрасположенность. Задатки неспецифичны и многозначны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности.

Однако нельзя считать, что они совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих его участия, а особенности речевых центров мозга более ярко проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми способностями и пр. Индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих различий как условий развития психических свойств остается пока не выясненным. Конкретно-научные сведения о задатках стали накапливаться в отечественной психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. Теплова).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 142.

Понятие: