Воли развитие
ВОЛИ РАЗВИТИЕ. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребёнок овладевает речью и учится пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции. Внутри каждого из этих направлений В. р., по мере её укрепления, происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. Например, внутри познавательных процессов В. р. вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а в последствии - планирование и управление сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию др. комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности В. р. можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.
Ещё одно направление В. р. проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой всё более трудные задачи и преследует всё более отдалённые цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Напр., школьник ещё в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, для формирования которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учёными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счёт повышенной работоспособности и В.
Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляциях с игрушками и доступными предметами. Собственно волевое поведение начинает складываться тогда, когда ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия.
В. дошкольника развивается при выполнении простейших трудовых поручений, когда ребёнок делает что-то для себя и для других, преодолевая при этом определённые трудности. В. дошкольника развивается и в коллективных играх, когда приходится подчиняться коллективу, правилам игры, сдерживать непосредственные побуждения. Подчинение своего поведения дисциплине игры есть важная школа волевых действий ребёнка.
С поступлением в школу начинается новый этап в развитии В. ребёнка. Волевая деятельность школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, предъявляющей ребёнку всё новые и более серьёзные требования. Учебная деятельность, во-первых, требует от школьника умения управлять своей психической деятельностью, организации произвольного внимания, памяти и др. психических процессов, усваивать нужный, но порой трудный и малоинтересный материал, непременно заканчивать работу, доводя её до конца. Во-вторых, учебная деятельность требует от школьника умения управлять своим поведением: он должен выполнять то, что от него требуется, а это далеко не всегда совпадает с тем, что он хочет. Ребёнок должен отказаться от занимательной игры, прогулки, интересной телепередачи ради учебных обязанностей. Решающее значение в воспитании В. ребёнка имеет руководство взрослых. В первую очередь учитель, затем родители и окружающие ребёнка взрослые начинают применять определённые приёмы и средства по воспитанию В. школьника и направлять её развитие. В. воспитывается только в процессе преодоления трудностей, поэтому стремление отдельных родителей устранить все трудности с жизненного пути ребёнка не способствует проявлению волевых усилий, умения преодолевать трудности и препятствия. Воспитание ответственности, долга - важное условие воспитания В. Воспитанию В. у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. В. школьника воспитывается через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов и т.д. Велика роль коллектива в воспитании В. Целеустремлённый, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогая ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели. Немалую помощь в В. р. учащихся оказывает физкультура, спорт и правильный режим. Иногда учащиеся бывают слабовольными отчасти потому, что у них нет достаточного запаса нервных и физических сил для преодоления препятствий. Физически слабый, с расстроенной нервной системой человек быстрее может потерять самообладание. Выдержка, выносливость, настойчивость более присущи физически здоровым, с крепкими нервами людям. Определённое значение имеет и самовоспитание уч-ся, упорная работа над развитием у себя волевых качеств. Основное правило, которое при этом должен соблюдать учащийся, - постепенность развития волевых усилий и постоянство работы над собой. Учащийся должен знать, что и небольшие победы над собой делают человека более волевым. Необходимо неуклонно воспитывать привычку строго следить за собой, стараться преодолевать свои недостатки (плохие привычки, лень, импульсивность и т.д.).
В. р. - это воспитание личности в целом, а не одной какой-либо её стороны. Волевой человек - это человек деятельный, способный всегда выполнять свои разумные и принципиальные решения, способный решительно действовать, бороться с трудностями, преодолевать препятствия. Это человек активный, организованный. Воспитание В. не должно ограничиваться выработкой способности к отдельным волевым проявлениям. Воспитывать В. - значит закреплять эти проявления, сделать их своими постоянными склонностями, качествами личности. Такие закреплённые постоянные качества личности становятся чертами характера. Поэтому воспитание В. - это одновременно и воспитание волевых черт характера. Нам нужны люди с творческой инициативой, решительные, уверенные в своих силах, смелые, настойчивые, мужественные, с сознанием ответственности, дисциплинированные - одним словом, люди волевые.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 71-73.