Обычай (Кузнецов)

ОБЫЧАЙ — способ регулирования отношений в обществе, когда должное и сущее полностью совпадают. Одной из основных характеристик О. является стремление к воспроизводству регулируемых им общественных отношений в неизменном виде. Необходимость исполнения О. определяется ссылкой на то, что так было всегда. В О. закрепляются многие стороны поведения людей, а также их социальный статус и профессиональная принадлежность.

О. играли большую роль в так называемом традиционном обществе. Старшее поколение пользовалось в нем особым уважением в связи с тем, что выступало носителем традиции и О.

Несмотря на то что О. регламентируют многие стороны нравственной жизни людей, они не оставляют человеку свободы выбора, не требуют развитого рационального обоснования (часто основаны лишь на мифологических представлениях), претендуют на то, чтобы быть всеобщими правилами поведения. Это показывает ограниченные возможности О. в выборе свободного нравственного поведения людей. Многие О. противоречат всеобщим нравственным императивам, принимаются лишь в отдельных группах людей. Они часто содержат такие регламентации поведения, которые являются исторически обусловленными или направленными на утверждение статуса этих групп.

Требования современной морали часто вступают в противоречия с некоторыми основанными на О. нормами поведения. Например, нормы современной морали осуждают половые отношения среди несовершеннолетних, хотя О. некоторых стран этого не запрещают. Современная мораль в целом исходит из идеи равенства всех людей независимо от их профессии, пола, расовой или национальной принадлежности, О. же зачастую закрепляют те или иные привилегии и преимущества.

Тем не менее без апелляции к О., к истори-ческой традиции, не обходится практически ни одна система морали. Любая инновация в области поведения так или иначе соотносится с принятыми в обществе нормами. При этом очень часто пытаются трансформировать О., видоизменить суть поведения, не меняя привычной формы выражения моральных норм, одобряемых общественным мнением. В этом смысле обычное, т.е. принятые в обществе нравы, устойчивые представления правосознания, традиции, составляют своеобразную основу целостности системы регуляции поведения, отвечающей данному обществу. Существенное изменение О. происходит только в период радикальных преобразований общества. Но социальные силы, утверждающие новую мораль и новые принципы правовых взаимоотношений, все равно апеллируют к О.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 386-387.

Понятие: