Группа: эффективность

ГРУППА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ (эффективность деятельности группы) — отношение (по некоторому критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определена, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по которым оценивается эффективность. Выделяют два универсальных критерия: I) продуктивность — чаще всего экономическую, выражаемую в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство; 2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемую как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности и возможностью их осуществления.

Помимо этого выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью которых пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, например: 3) всестороннее развитие личности; 4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду; 5) общественно-политическая активность; 6) сплоченность и уровень управляемости коллектива; 7) ценностные ориентации и ценностные нормы; 8) величина и состав группы; 9) психологический климат в коллективе и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудности выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур.

Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают: 1) позитивная динамика общительности (или контактности); 2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию; 3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучения обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения иностранным языкам, а также группы социально-психологического тренинга.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 100-101.

Понятие: