Вкус эстетический (Рапацевич)

ВКУС ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений во всех сферах жизни и искусства. Он проявляется в отношении к искусству, литературе, в труде, в быту, во всём поведении детей и взрослых. Особенно отчётливо признаки хорошего или дурного В. становятся заметными в старшем школьном возрасте, Девушка со слабо развитыми эстетическими критериями манерна, жеманна, злоупотребляет косметикой, неестественны её походка, жесты, движения. Она не умеет свободно держаться, красиво двигаться, изящно танцевать. Её одежда нередко слишком броская, манеры вульгарны. В юношах она не умеет оценить красоту благородных чувств, душевных порывов, ей больше по душе развязные, бесцеремонные парни, грубость она нередко принимает за мужественность. «Красивая жизнь» в её представлении неразрывно связана с выпивками, ресторанами. Извращённый характер приобретают представления не только об отдельных явлениях, но и о жизни вообще. Отсутствует эстетическое отношение к жизни, к человеку, к собственной деятельности, её результатам.

Неразвитый В. проявляется в отсутствии точности в работе; школьника не коробит то, что из-под его рук в ученической мастерской выходят уродливые, перекошенные изделия, которые не принесут никому ни пользы, ни радости. Нет способности чувствовать и созидать прекрасное, оценивать с позиции эстетического подхода свою внешность, поведение, результаты своего труда и в целом - собственную жизнь. Во всём этом сказывается отсутствие чувства ответственности, чувства красоты. О том, развит ли эстетический В. у школьника, можно судить по тому, какие он читает книги, любит ли он классическую музыку, произведения классиков изобразительного искусства, поэзию.

Формирование у детей представлений о прекрасном и безобразном зависит от эстетических взглядов родителей, педагогов и всего ближайшего окружения. В воспитании эстетического В. имеет важное значение эстетика быта: каковы обои и цветы дома и в школе, домашняя утварь, интерьер квартиры и школьного класса и т.д. Родителям и педагогам необходимо научить детей замечать красивое в окружающей жизни. Красота должна стать нормой жизни, нормой взаимоотношений между людьми, их деятельности. Лучшая форма приобщения к прекрасному, развития эстетического В. - созидание детьми прекрасного (любых поделок, рисунков, стихотворений); всё, что делает ребёнок, все результаты его труда должны вызвать у него чувство эстетического удовлетворения. Если хороший В. стал неотъемлемым качеством личности, уч-ся во всём будет соблюдать чувство меры, стремиться к гармонии.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 48-49.