Общее дело (Кузнецов, 2007)

ОБЩЕЕ ДЕЛО - так Н.Ф. Федоров называл задачу сохранения, совершенствования и восстановления жизни. Существующая действительность, по Федорову, несовершенна. Все в природе подвержено болезням и смерти, в мире господствует зло, несправедливость, небратские отношения между людьми. Первоначальная первопричина царящего зла лежит не в политических, юридических и экономических условиях жизни, а в рабской зависимости всех людей от неразумно и ненравственно действующих стихийных сил природы, которые ведут ко всеобщему разрушению и смерти. Для устранения существующей вражды и всех бедствий земного существования нужно начинать, по Федорову, не с изменения отношений между людьми, а с изменения отношений людей к природе и природы к людям. Слепое, лишенное разума развитие природы, с одной стороны, и пассивное либо же хищническое отношение людей к природе — с другой, должно быть заменено сознательной регуляцией человеком стихийных сил природы. Победа над голодом, стихийными бедствиями, болезнями людей, животных и растений, победа над самой смертью - вот задача, достойная человека, наделенного разумом. В этом деле, деле регуляции стихийных сил природы ради ликвидации самой смерти должно объединиться все человечество — это его О.д. Только объединение всех людей в этом О.Д., деле регуляции природы ради устранения самой причины смерти может привести к устранению вражды и зла среди людей, установлению естественной основы нравственности, утверждению всеобщего мира, при котором явится возможность жить не для себя лишь одного (эгоизм) и для других только (альтруизм), а со всеми и для всех (братство, семья и собор).

Но О.д. всех людей, по Федорову, не исчерпывается только регуляцией природы и уничтожением причин смерти живущих. Сыны человеческие, Божией помощью и силою универсального знания и объединенной воли ставшие бессмертными сами, не в праве оставить в плену у смерти тех, кто дал им жизнь, отцов своих, предков. Восстановление жизни, воскрешение отцов — вот высший нравственный долг сынов человеческих, который может быть уже реально исполнен благодаря искупительной жертве Христа. Мало верить в Спасителя, надо участвовать в 0.д. спасения: человек, делаясь исполнителем воли Божией и учеником Христа, из пособника смерти, каким он, вольно или невольно, бессознательно или умышленно был доселе, станет орудием жизни, силою животворящею. 

Чтобы все люди осознали задачи, стоящие перед человечеством, необходима философия О.д., которая должна иметь своею целью обоснование необходимости всеобщего спасения, спасения от смерти всех живущих и умерших. Определить эту цель, обосновать ее научно и нравственно, привлечь к ее осуществлению все силы мысли, могущество знания, ресурсы техники, творческое вдохновение искусства, создать проект осуществления всеобщего спасения сознательными, добровольными и единодушными усилиями всех сынов человечества — вот задача философии. Философия О.д. Н.Ф. Федорова и ставит своей целью осуществление всех этих задач.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 379-380.

Понятие: