Нуминозное

НУМИНОЗНОЕ (от лат. numen - божественное волеизъявление, божество) — термин феноменологии религии, обозначающий данности религиозного опыта, связанные с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. В научный оборот понятие «Н.» было введено немецким теологом и историком религии Р. Отто (1869-1937) вработе «Святое» (1917), который воспользовался для образования этого понятия латинским словом «numen», которым древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжающуюся человеческой судьбой. Согласно Р. Отто, «Святое», «Божество», манифестируя себя в религиозном опыте, открываются как нуминозный объект — это Н. в модусе своего объективного существования. В религиозном опыте происходит встреча numen'a с sensus numinous - врожденной психической данностью, не редуцируемой к какому бы то ни было «естественному» духовному образованию. Опираясь на философию И. Канта, Р. Отто определяет «Н.» как категорию sui generis и как «категорию толкования и оценки», которая, будучи неуловимой для сознательной рефлексии целостностью, при определенных обстоятельствах вторгается в духовную жизнь, формируя специфический религиозный способ восприятия реальности и ее интерпретации. Исследование Н. построено у Отто на установлении зависимости между структурой нуминозного опыта и качествами нуминозного объекта, поэтому раскрытие одного есть одновременно постижение другого. Р. Отто наделил Н. сложной внутренней структурой. Numen, утверждает Р. Отто, переживается как могущественная сила, поэтому первичное Н. чувство — «чувство реальности», «чувство объективно данного нуминозного». Оно имеет своим продолжением «чувство тварности» — чувство тварного существа, пережива-ющего свое ничтожество перед открывшимся всемогуществом. «Чувство тварности» человеку внушается тем, что возвышается над ним «невыразимой тайной», — это нуминозный объект как mysterium tremendum («тайна, повергающая в трепет» или, в переводе С.Л. Франка, «тайна, возбуждающая трепет») — бытие, абсолютно превосходящее человека и неприступное. Mysterium tremen-dum в психическом плане бытия, т.е. как Н. переживание, представлено сложной гаммой чувств. Поскольку нуминозный объект как mysterium есть тайна, потрясающее чудо, постольку Н. переживание есть прежде всего переживание тайны, причем в предельной степени ступора, тупого оцепенения перед ужасающим чудом. Ужасающим mysterium становится в силу того, что оно - «чужое и поразительное», полная противоположность тварному, понятному, привычному - это «совершенно иное» (das Ganz andere). Сколь глубоко онтологическое отличие между nu- теп'ом и тварью, столь же сильно по природе своей различаются Н. чувство «совершенно иного» и «естественное» чувство удивления — первое, подчеркивает Р. Отто, ни в коем случае не является повышением степени второго. Мистика доводит представление о «совершенно ином» до понятия «ничто». Mysterium не только сводит с ума ужасом демонически-божественного. Numen, окутанный потрясающей человека тайной, пленяет душу человека, будоражит ее восхищением, пьянит и наполняет блаженством. Это «дионисийское воздействие» numen'a Р. Отто называет моментом «fascinans». Историческими примерами опыта «fascinans» феноменолог называет шаманские техники экстаза, христианский опыт «милости», христианскую мистику, буддийский опыт бодхи и нирвану, опыты просветления. Момент tremendum открывает в numen'e «страшное», «яростное», «губительное». Чувство, обозначенное словом «tremendum», — это «страх, исполненный внутреннего ужаса», в нем есть ощутимый момент «призрачности». В этом чувстве концентрируется Н. переживание. Переживание «религиозного ужаса», будучи врожденной данностью души, исторически выражается как «боязнь демонов», «панический страх». Оно обнаруживает себя также в чувстве «жуткого». От этой «боязни» и прорывов чувства «жути» ведет свое начало вся история религии, подчеркивает Р. Отто. На первой ступени религиозное чувство, обнаруживая себя в «боязни демонов», есть «отталкивание», в более поздних своих проявлениях оно развивается в «примирение», обеспечивая возможность формирования позитивных религиозных чувств. Древний «ужас» превращается в «глубочайший внутренний трепет и немоту».

Представление о Н. позволяет, как полагал Р. Отто, вскрыть сущность религиозности и первичное содержание святости как категории религиозного сознания, ибо Н. — это «святое минус его нравственный момент и минус рациональный момент вообще».

Литература:

Baetke W. Das Heilige im Germanischen. Tubingen, 1942;

Barbosa da Silva A. The Phenomenology of religion as a philosophical problem. Uppsala, 1982;

Davidson R.F. Rudolf Otto's interpretation of religion. Princeton, 1947;

Leeuw, van der Gerardus. Einfiihrung in die Phanomanologie der Religion. Darmstadt, 1961;

Otto R. Das Heilige. Gotha, 1926;

Splett J. Die Rede vom Heiligen. Freiburg — Miinchen, 1971;

Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998;

Кимелев Ю. А. Современная западная философия религии. М., 1989.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 370-371.

Понятие: