Нравственность (Кузнецов, 2007)

НРАВСТВЕННОСТЬ - синоним понятия «моральность», хотя в истории этики были попытки их разделить. Так, Гегель под моралью понимал сферу субъективной свободы духа, стремящегося к целому, но не способного его достичь. Под Н. он понимал более высокое общественное состояние в развитии нравов, в котором поведение людей подчиняется совершенной традиции. Такое подчинение с точки зрения Гегеля придает бьльшую обязательность поведению, позволяет преодолеть субъективизм в мотивации, способный привести к ошибочным решениям.

Соединяясь с традицией, с правом, мораль действительно приобретает большую действенность. Благие пожелания очень часто не способны привести к положительному результату. Тогда же, когда мораль укрепляется правом, находит опору в традиции, она превращается в реальное средство регуляции массового поведения. Гегель увидел слабость изолированного от практических сфер общественной жизни нравственного самосознания и успешно критиковал с этой точки зрения кантовский подход к морали. Но в его собственной концепции фактически устраняется свобода выбора. Это примечательная черта всех утопических учений является следствием идеи, согласно которой возможно достижение полного совершенства в организации практических взаимодействий людей. В представлениях Гегеля о совершенном обществе возможность свободы сохраняется только в сфере абсолютного духа, т.е. в религии, искусстве, философии, которые уже не ориентированы на решение практических вопросов.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 368.

Яндекс.Метрика