Возраст (Шапарь, 2009)

ВОЗРАСТ — в психологии категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В психологии рассматриваются понятия возраста хронологического и возраста психологического. Следует различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития — в рамках отдельных психических процессов. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение.

Специфические характеристики В. определяются: 1) особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития (см. Развитие групповое: уровень) и в учебно-воспитательные учреждения; 2) изменением характера воспитания в семье; 3) формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности; 4) особенностями физиологического развития.

Понятия возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны — границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 72-73.

Понятие: