Нормативная этика (Кузнецов)

НОРМАТИВНАЯ ЭТИКА - направление этического исследования, в котором содержательно анализируются императивно-ценностные представления и проблемы морали, критерии добра и зла, правильного и неправильного, добродетели и порока, содержание справедливости, долга, идеала и т.д., а также различные моральные системы как кодексы требований. В современной этической науке Н.э. существует наряду с дескриптивной этикой, метаэтикой, прикладной этикой, а также моральной психологией.

В традиционной европейской философии формы существования и функционирования морали рассматривались в единстве с ее содержанием, определением того, что человек должен делать и как он должен жить. Однако уже в различии содержания «Основоположения к метафизике нравственности» и «Метафизики нравов» И. Канта наметилось разведение двух сторон этического рассуждения. С развитием в XIX и в особенности XX вв. методологии гуманитарных и социальных наук, а также с освоением разнообразного культурно-исторического, этнографического материала доминирующими стали вопросы функционирования морали, в то время как нормативные проблемы перестали по существу рассматриваться «строгой» философией морали. В аналитической этике (в отличие от экзистенциализма и теологически ориентированных течений в моральной философии — неотомизма, протестантской теологии, персонализма) вплоть до 60-х гг. XX в. к ним сохраняется интерес лишь в методологическом плане: с точки зрения уяснения принципиальных условий «освобождения» моральной теории от изначально релятивистского и субъективистского нормативного содержания. Теоретический опыт XX в. показал, что философия морали, не учитывающая по существу моральных требований и ценностей, не способна выйти на универсальное содержание мо-рали и оказывается теорией «без морали». В русской философской традиции этот опыт был выражен, например, в творчестве Н.А. Бердяева, который пришел к убежде-нию, что этика, как и философия вообще, не имеет в своем основании нравственного опыта и лишена ценности, являясь лишь умственной игрой. Отрицая Н.э., понятую как законоподобное наставление, Бердяев вместе с тем утверждал, что этика должна быть неразрывно связана с учением о смыслах и ценностях.

Одной из ключевых методологических проблем Н.э. является соотношение между ценностью и требованием, или добром (благом) и долгом. Суть этой антитезы заключается в вопросе о приоритете в морали ценностного или императивного начала. В ее решении в истории философии прослеживаются две тенденции: согласно одной, которую условно можно назвать «этикой блага», или утилитаризмом в широком смысле слова, ценностные представления являются основополагающими в морали (Демокрит, Аристотель, Августин, Гоббс, Спиноза, Шефтсбери, Милль, Сиджвик, Мур и др.); согласно другой, которую условно можно назвать «этикой долга», или кантианством в широком смысле слова, определяющим является понятие должного или правильного (стоики, Кант, интуитивисты). При втором подходе характер добра оказывается абсолютным лишь в аксиологическом и содержательном отношении, но относительным в функциональном отношении. Принципиальная в порядке теоретического рассуждения, эта антитеза не представляет особой проблемы для самого морального сознания, в рамках которого ценностные и императивные суждения взаимно заменимы. Утверждение чего-то в качестве добра по логике морали одновременно означает обязательность его исполнения в качестве должного и правильного; и, наоборот, определение чего-то в качестве должного означает, что его исполнение есть добро.

В целом в истории философии в соответствии с трактовкой нравственного идеала выделяются этико-нормативные учения гедонизма, утилитаризма, перфекционизма и гуманизма (см. Мораль). В эту классификацию, основанную на «первичных» ценностях, не включена этика счастья (см. Эвдемонизм), поскольку представление о счастье редуцируемо к одной из основных «первичных» ценностей. В ней также не оказывается места и так называемой «этике долга», поскольку идея долга основана на мотиве действия и предполагает определенные ценностные установки.

Хотя в идеале различные направления этического исследования должны быть вза- имоопосредствованы, в действительной исследовательской практике разрыв между теоретической и Н.э. продолжает сохраняться.

Литература:

Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики / О назначении человека. М., 1993;

Holmes R. Basic Moral Philosophy. Belmont, 1993;

Gibbard A. Wise Choices, Art Feelings: A Theory of Normative Judgment. Oxford, 1990;

Moore B.N., Stewart R.M. Moral Philosophy: A Comprehensive Introduction. Mountain View. Toronto, 1993.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 364-365.

Tags: