Стратификация (Кириленко, Шевцов, 2010)

СТРАТИФИКАЦИЯ социальная — дифференциация членов общества. Страта (слой, пласт) — это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. «Страта» отличается от понятия «класс» в марксистском понимании, поскольку не претендует на роль субъекта глобальных социальных преобразований: в ней фиксируется только состояние социального неравенства. Классы, с точки зрения теории марксизма, — это большие группы людей, различающиеся по своему месту в системе производства, прежде всего по своему отношению к средствам производства, по формам и размеру получаемого дохода, по участию в общественном разделении труда и т. п. В социально-классовой концепции марксизма такие социальные общности, как семья, класс, нация, включены в многообразные отношения на всех «этажах» социальной системы. И в экономике, и в политике, и в идеологии класс имеет «свой» интерес, связанный либо с необходимостью стабилизации всей социальной системы, либо с потребностью в ее разрушении. Соответственно классовые конфликты неизбежны. Более того, они должны легко распространяться на всё общество и вести к его изменению на всех уровнях. Включенность группы во все многообразные социальные отношения ведет к социальной неустойчивости, к постоянному нарушению социального равновесия.

Существует иной подход к социальной структуре — «капсулизация» социальных групп на определенном этаже социальной системы. Профессиональные занятия и социальные интересы полностью совладают. Такова платоновская теория государства. В XX в. сходный образ общества рисует немецкий философ и писатель Э. Юнгер (1895-1990). В его обществе каждый мобилизован для выполнения определенного вида работы. «Работа» — это труд, искусство, политика, любовь, война... Такое общество «тотальной мобилизации» вообще не предполагает каких-либо социальных изменений.

Основа и сущность социальной С. — в неравномерном распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния. М. Вебер ввел экономический критерий принадлежности к определенной страте, которую в этом случае можно назвать классом (уровень доходов); политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальный в узком смысле (статус и престиж). Статус — это положение в обществе, определяемое соотношением прав и обязанностей. Престиж — оценка места определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.

П. Сорокин выделил три стратификационные структуры: экономическую, политическую, профессиональную. Одновременно он отметил невозможность «привязать» человека к определенной страте, выделить ту совокупность признаков, которая позволяет однозначно оценить положение человека в социальной иерархии. В современном обществе человек может одновременно принадлежать к различным стратам, социальная С. многомерна. Многомерность С. делает общество достаточно устойчивым, поскольку изменение положения определенной страты в обществе не разрушает всей социальной структуры. В обществе с многомерной стратификационной структурой нет никого, кто был бы «никем», поэтому никто не стремится стать «всем», но обязательно — кем-то определенным.

Социальные различия между представителями различных страт объективны. Однако С. может быть действенным средством регуляции общественных от-ношений только в случае осознания социального неравенства, признания его неизбежности в целом и одновременно — стремления каждого индивида повысить свое положение в социальной иерархии. Социальная С. — это обязательная характеристика любого общества. По словам П.Сорокина, общества без расслоения представляют собой миф.

В традиционных обществах различия между социальными слоями (кастами, сословиями) закреплены с помощью законов, нравственных норм, религиозных верований, традиций. В современных обществах существуют иные механизмы поддержания неравенства. Большинство современных обществ характеризует социальная мобильность — способность перемещаться из одной страты в другую. При «нормальном», стабильном состоянии общества индивидом признаётся вся существующая социальная иерархия, неудовлетворительным представляется только его личное положение в обществе. Кризисное состояние общества вызывает в массовом сознании представления о неудовлетворительности самих принципов социальной С.

Реальный процесс мобильности достаточно затруднен. «Если бы мобильность была абсолютно свободной, — писал Сорокин, — то в обществе, которое бы получилось в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка — пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других на нижних слоях, и наоборот».

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 357-359.