Стоицизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

СТОИЦИЗМ — философская школа в Древней Греции периода эллинизма, основана Зеноном из Китиона. Название школы связано с греческим портиком в Афинах. С. возник в конце IV в. до н.э. и просуществовал до III в. В С. принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп), Средняя Стоя (Посидоний). Поздняя Стоя (Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий). Двойственность, противоречивость эллинизма рельефно проявляется в С. Этика непосредственно соседствует с «физикой», учением о природе. Человеческая субъективность становится коррелятом Космоса, волюнтаризм соседствует с фатализмом. Согласно стоикам. Бог не отделен от мира, он наполняет мир, как мёд — пчелиные соты. Но это не личный Бог, это и огонь, и душа, и Логос. Бог — это пневма, огненное дыхание, пронизывающее мир. Мир — это единый организм, его части — «органы» — не ведают единого плана строения этого организма, он для них выступает как судьба, слепой и неотвратимый рок. Мир един, гармоничен, целостен, он наделен смыслом и подобием самосознания, он как бы постоянно погружен в себя, сосредоточен на себе, занят самоуглублением.

Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всём следовать природе — отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца — апатия (отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков — Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие также не может вторгаться в душу человека, нарушая стоическую апатию. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же тащит судьба. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Всё, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу-Логосу. Прежде всего человек должен осознать, что он причастен мировому Логосу, он — часть целого. Его естественное стремление к самосохранению должно трансформироваться в идею блага социального целого, идею мирового государства — космополиса. Душа человека, причастная Богу-Логосу, после смерти покидает человека и сливается с мировым целым, к чему осознанно стремится мудрец в течение всей жизни.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 356-357.

Понятие: