Реализм (Кириленко, Шевцов, 2010)
РЕАЛИЗМ понятий (лат. realis — вещественный) — направление в средневековой философии, представители которого считали, что общие понятия (универсалии) существуют объективно, вне и до единичных вещей и до всякого познания их человеком. Решение вопроса об универсалиях противоположно концептуализму и номинализму, для которых общее существует лишь в человеческом познании единичных вещей.
Предпосылкой средневекового понятийного Р. является учение Платона об идеях. Идеи Р. существовали уже в патристике. Так, Августин Блаженный, разделяя Творца и творение, разделяет и существование идей-образцов в уме Бога и существование реальных вещей. Такое учение назвали экземпляризмом (лат. exemplar — образец). Р. получил детальную разработку в схоластике. Как философское учение он помогал решать и теологические проблемы, с его помощью обосновывался ряд христианских догматов, в частности догмат Троицы: единая Божественная сущность выражена одновременно тремя лицами. Р. помог обосновать и идею первородного греха. С точки зрения Р. Адам был носителем общей сущности человека, поэтому грех Адама — первородный грех — свойствен и всему человечеству.
Р. имеет разновидности. Так, выделяют умеренный Р. (Р.Бэкон, Фома Аквинский), представители которого признают существование общего в единичных вещах, и Р. крайний (Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский), представители которого предполагают существование общего также до вещей. Выделяют также Р., основанный на принципе креационизма (Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский), и пантеистический Р.
Последний ярко выражен в учении Иоанна Скота Эриугены (ок. 810-877): «Бог есть во всём... Он существует как сущность всего». Эриугена предложил христианскую версию неоплатонического учения об эманации: Бог как бы по ступеням нисходит в мир, бытие возвращается к Богу. Начало и основа всего существующего — природа творящая и несотворенная («Бог-отец») порождает вторую природу — сотворенную и творящую («Бога-сына»). На данной стадии «бытие умножается», разделяясь на множество идей, первообразов. Третья стадия — природа сотворенная и нетворящая. Это мир единичных богоявлений («теофаний»). Материальность единичной вещи призрачна, иллюзорна. Главное в ней — ее духовные характеристики, которые направляют человека к основе вещи — к Богу. Любое тело есть совокупность определенных, рационально постижимых свойств: формы, положения, плотности и т. п. На четвертой стадии единичное возвращается к божественной первооснове, несотворенной и нетворящей; единичное существование трансформируется в бытие общего. Человеческий рассудок познает не сами вещи, а их прототипы, «идеи». Общее для Эриугены существует и до единичной вещи, и в самой вещи, и после нее.
Фома Аквинский свое учение умеренного Р. основывал на принципе креационизма. Истоком его концепции являются взгляды Аристотеля и его арабских последователей. Общие идеи предшествуют единичному эмпирическому существованию; они присутствуют в уме Бога. Общее существует и в единичных вещах как их сущность («непосредственная» универсалия). Но общее существует и в познании, в человеческом уме («мысленная» универсалия). Между «первым» и «вторым» существованием общего стоит акт Божественного творения. Вещи не спонтанно, сами по себе возникают из своих идеальных образцов, их возникновение — продукт целенаправленной воли Бога. Мировоззренческая направленность средневекового Р. способствовала упрочению в сознании мыслителей уверенности в возможности однозначной и «окончательной» интерпретации природных явлений.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 305-306.