Неявное знание

НЕЯВНОЕ ЗНАНИЕ (англ. tacit knowledge) — одно из ключевых понятий в философии М. Полани. Согласно его концепции науки, любое знание всегда имеет личностный характер: первичным критерием истинности выступает не объективность, а личный выбор исследователя. Личностное знание опирается на сложную систему индивидуального опыта исследователя, включающую как усвоенные способы мышления, так и принципиально невербализуемые элементы практического мастерства. Последние в совокупности с непосредственно неосознаваемыми интеллектуальными установками и представлениями составляют Н.з. в противоположность знанию фокальному, находящемуся в сфере интеллектуального внимания исследователя. Элементы Н.з. осознаются исследователем лишь в общем контексте их вклада в постижение того целого, на котором сосредоточено внимание, но не сами по себе. Большая часть Н.з. является принципиально неспецифицируемой, поскольку представля-ет собой практические, деятельностные на-выки, сформированные на невербальном уровне, в противоположность рационально-му артикулированному знанию. Так, деятельность ученого включает в себя специфическое умение исследователя, которое не может быть полностью передано вербально и транслируется через совместную работу, непосредственно от учителя к ученику с помощью личного примера, составляя определенную традицию научной работы. Такая традиция составляет Н.э., оказывающее непосредственное и серьезное влияние на развитие науки.

Литература:

Полани М. Личностное знание. М.,1985.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 359.