Судный день

СУДНЫЙ ДЕНЬ — день справедливого божественного (страшного) суда, который, согласно наиболее распространенным в исламе представлениям, наступит после того, как на земле сначала восторжествуют силы зла. Их возглавит существо — само воплощение зла Даджжаль в образе человека, но на борьбу со злом и на помощь людям придут пророк Иса и Махди. В тяжелой борьбе они победят зло, и в мире воцарятся справедливость, порядок и благоденствие. Однако благодать продлится недолго: раздастся звук трубы, упадут звезды, сдвинутся горы, все погибнут, и наступит конец света. Тогда мир наполнит повторный громогласный звук трубы — это ангелы возвестят о начале судного дня: все люди, когда-либо жившие на земле, воскреснут и предстанут перед Аллахом. Ангелы принесут книги, в которых записаны поступки каждого человека. И каждый получит по заслугам: на одну чашу весов положат добрые дела, на другую — греховные. Пророк Мухаммед заступится за людей, чьи грехи окажутся не очень тяжкими. И лишь праведникам да тем, чьи добрые дела будут более весомыми по сравнению с неблаговидными поступками, удастся перейти тончайший мост (сират), ведущий в рай (джанна). Остальные же под тяжестью своих грехов не смогут преодолеть сират и упадут в ад (джаханнам). Ранние суры Корана полны ярких описаний рая и ада, судного дня и конца света. Тем не менее, коранические представления о судном дне были развиты и значительно обогащены более поздними исламскими богословскими концепциями. Мотивы судного дня, конца света, воскрешения людей имеют много общих типологических характеристик с другими монотеистическими религиями.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 200-201.

Понятие: