Натурфилософия (Кириленко)
НАТУРФИЛОСОФИЯ - построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов. Для Н. характерно умозрительное выведение частных представлений из априорно заданных всеобщих принципов. Сам термин «натурфилософия» (philosophia naturalis) впервые употребил Сенека в I веке. Самые ранние натурфилософские построения можно обнаружить в учениях греческих философов. Вместе с тем в наследии древних много разрозненных специальных гипотез, которые никак не укладываются в образ Н. и являются скорее «протонаучными». К ним относятся, например, гипотезы Анаксимандра о происхождении града из замерзшей воды, о происхождении радуги, о природе затмений, о происхождении человека. Натурфилософские построения можно обнаружить в наследии Дж. Бруно, Парацельса, Галилея, Ньютона, Шеллинга, Окена, Гёте, Гегеля.
Н. в виде целых систем или отдельных компонентов систем долго оставалась основной формой осмысления природы. Критическое отношение к Н. уже в XVIII в. высказывал И. Кант. В XX в. негативное отношение к Н. стало необходимым аспектом любой философской концепции. Представители некоторых философских направлений (экзистенциализма, прагматизма) считают, что философия вообще не должна заниматься изучением безжизненного мира объектов. Ее основной предмет — человек. Представители неореализма, критической онтологии, эмерджентной эволюции, холизма, марксизма считают, что Н. неверно подходила к познанию природы, пренебрегая данными естественных наук и подменяя их своими собственными спекуляциями. Единственная задача философии — исследовать инструменты познания природы.
8 основе конкретных натурфилософских систем лежит особый «натурфилософский стиль мышления», основанный на особом понимании специфики философии, соотношения философии и специальных наук. В рамках этого стиля мышления философия рассматривается как высший тип любого теоретического знания, обладает абсолютной достоверностью. Предполагается, что научное знание однородно; философские постулаты содержат в себе в скрытом виде всё богатство знаний о природе, необходимо только развернуть его, соблюдая правила логического вывода.
Развитие экспериментального естествознания вело к постоянному столкновению натурфилософских идей и результатов научных исследований. Например, Гегель в своей «Философии природы» отрицает ньютоновское учение о световом спектре, критикует атомизм, идеи эволюции. В настоящее время Н. как системосозидание отошла в прошлое; натурфилософский стиль мышления до сих пор проявляет себя не
только в области познания природы, но и в изучении социальных явлений.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 238-239.