Накшбандия (Гогоберидзе, 2009)

НАКШБАНДИЯ, некшбендия — суфийское братство, названное так по прозвищу его руководителя Баха ад-дина Накшбанда. Начиная с XV века Накшбандия постепенно превратилось в самое распространенное после кадирии суфийское братство. Накшбандия дало несколько мощных ветвей, ставших в своих регионах самостоятельными братствами. Накшбандия всегда отличалось высокой степенью социально-политической активности. Члены братства сыграли важную роль в окончательном утверждении ислама в Средней Азии и Восточном Туркестане, а также среди киргизских родов и казахских племенных объединений. В Индии, куда Накшбандия проникло в середине XVI века, деятельность братства более всего связана с именем шейха Ахмада Сирхинди (1564—1624 гг.), прозванного Муджадцид-и алф-и сани, что в переводе означает «обновитель второго тысячелетия». В 1608 году он основал братство муджаддидия — ветвь Накшбандии, которое стало одним из ведущих братств Индии и глубоко проникло в духовную, социальную и политическую жизнь индо-мусульманского общества. Для Накшбандии, придерживавшегося ханафитского мазхаба, характерен постулат обязательного контакта со светскими властями «с целью защиты интересов простых людей» — отсюда политическая активность братства. Учение Накшбандии составили 11 морально-этических принципов, восемь из которых были заимствованы Баха ад-дином у суфийской школы хваджаган и три разработаны им самим. Накшбандия отрицает аскетизм: все члены братства являются мирянами, и им не обязательно жить в обителях. Братство отрицает необходимость радений и громкого зикра, особое внимание уделяется духовному общению между учителем и учеником. Члены Накшбандии носят невысокую войлочную шапку белого цвета, некоторые имеют эмблему Накшбандии — нарисованный контур сердца с вписанным в него словом «Аллах». Учение Накшбандии нашло своих сторонников в России. Накшбандийские общины существуют в Чечне и Дагестане.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 165-166.

Понятие: