Валидность (Рапацевич)

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему. Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения теста, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Валидность указывает, что именно тест измеряет и насколько хорошо он это делает; чем валиднее тест, тем лучше отображается в нём то качество (свойство), ради измерения которого он создавался.

Валидность можно обосновать разными путями, чаще всего - комплексно. Используются также дополнительные понятия валидности концептуальной и валидности критериальной, и другие виды валидности. Требование валидности весьма важно, и многие нарекания в адрес тестов или иных психодиагностических методик связаны с сомнительностью их валидности. Например, валидность измерения интеллекта зависит: 1) от определения понятия интеллекта, представляющего ту или иную концепцию этого феномена; 2) от состава тестовых заданий, разрабатываемых в соответствии с этой концепцией; 3) от эмпирических тестовых заданий, поэтому важен вопрос концептуальной валидности. Чем больше задания теста соответствуют данной авторской концепции интеллекта, тем увереннее можно говорить о концептуальной В. теста. Корреляция теста с эмпирическим критерием указывает на его возможную валидность по отношению к данному критерию.

Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов: В. для чего? для какой цели? по какому критерию? Итак, понятие «валидность» относится не только к тесту, но и к критерию оценки качества. Чем выше коэффициент корреляции теста с критерием, тем выше валидность. Развитие факторного анализа позволило создать тесты, более валидные по отношению к идентифицированному фактору. Только проверенные на валидность тесты могут использоваться в профессиональной ориентации, профессиональном отборе, в научных исследованиях.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 40-41.

Понятие: