Бессознательное (Рапацевич)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдаёт себе отчёта. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата 3. Фрейдом, который первым обратил внимание на то, что, многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознаёт. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. В дальнейшем различные проявления бессознательного изучались в прикладной клинической и экспериментальной психологии. На сегодняшний день выделяют пять классов проявлений бессознательного. 1. Несознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не воспринимаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с др. потребностями, мотивами и установками личности. 2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. 3. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов. Объекты, воспринимаемые на этом уровне, не даны в виде образа и не осознаются субъектом, однако они оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности. 4. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, изобретения, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.). 5. Структуры общественного бессознательного - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре.

Неосознаваемый характер функционирования существенной части психического аппарата человека является неизбежным следствием его устройства. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения других задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного бессознательного позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, 32-33.