Аттитюд
АТТИТЮД (УСТАНОВКА) - готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определённом направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идёт именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка - к периоду, что ему предшествует. Аттитюд (установка) имеет весьма важное функциональное значение: это состояние готовности позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие. Но иногда механизмы установки могут ввести в заблуждение.
Основная методика исследования фиксированной установки, разработанная Д.Н. Узнадзе, заключается в следующем: у субъекта создается потребность разрешить предлагаемую ему экспериментальную задачу (указать, напр., какой из данных ему двух шаров кажется большим). Экспозиция этих объектов повторяется несколько раз (10 - 15) с тем, чтобы возникающая в каждом отдельном случае установка (на оценку «больше» или «меньше») зафиксировалась у него в Достаточной степени (установочные опыты). После этого в очередной (скажем 16-й) экспозиции обычные шары, посредством которых фиксировали установку, подменяются двумя равновеликими шарами - предлагается узнать, каковы они. Этот опыт обнаруживает наличие у исп. фиксированной установки в соответствии с предыдущими опытами - исп. оценивает один из равновеликих шаров как «больший» или «меньший», - и поэтому опыт называется критическим. Установочные опыты создали у исп. состояние, которое вызвало восприятие равных шаров как неравных. Это состояние есть не что иное, как готовность к определённой активности, т.е. установка. В экспериментах Д.Н. Узнадзе и в работах, проведённых под его руководством, было обнаружено, что установка, созданная в сфере какой-либо одной модальности, проявляется не только в той же самой модальности, но и в др. (например, после проведения установочных опытов с шарами в гаптической сфере испытуемые при тахистоскопическом зрительном предъявлении равных кругов воспринимают их как неравные). Согласно концепции Д.Н. Узнадзе, установка как готовность к действию является состоянием именно личности в целом - целостно-личностным состоянием, а не каким-либо частным психическим процессом. Это и отличает концепцию Д.Н. Узнадзе об установке от трактовки этого понятия в традиционной психологии, которая понимает установку именно как частный психический факт влияния направленности предшествующей деятельности на последующую. Понятие установки в трактовке Д.Н. Узнадзе даёт возможность раскрыть основы, формы и закономерности активности субъекта в целом.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 23.