Антропологизм (Коджаспирова)
АНТРОПОЛОГИЗМ — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В антропологизме «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций которой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.
Антропология педагогическая — философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский); воспитание в А. п. понимается как атрибут человеческого бытия.
Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека.
Антропология философская — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании.
Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в которые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с Законом Божьим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватывающей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь которыми можно было бы защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагогики христианства.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 11-12.