Атрибуция каузальная (НФЭ, 2010)

АТРИБУЦИЯ КАУЗАЛЬНАЯ — интерпретация человеком межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение ее исходит из следующих положений: 1) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин их поведения и к вы-водам о соответствующих личностных качествах; 2) поскольку информация о человеке, получаемая наблюдением, обычно недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты личности и приписывает их наблюдаемому; 3) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Исследованиями атрибуции каузальной первоначально занималась только социальная психология; ныне ими занимаются также психология общая, педагогическая, возрастная, психология спорта. Основы ее изучения заложил Ф. Хайдер, разработавший основные категории и принципы. Основные области изучения атрибуции каузальной — межличностное восприятие, самовосприятие и восприятие широкого класса других социальных объектов. Самые важные результаты ее экспериментального исследования состоят в установлении: 1) систематических различий в объяснении человеком поведения своего и других людей; 2) отклонений процесса атрибуции каузальной от логических норм под действием субъективных — мотивационных и информационных — факторов; 3) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

На основе выявленных закономерностей разрабатываются приемы практического использования атрибуции каузальной в целях воздействия на эмоции, установки, мотивацию и эффективность деятельности человека. В отечественной социальной психологии разработка данной проблематики ведется на основе методологического принципа деятельностной опосредованности процесса каузальной атрибуции. Атрибуция каузальная изучается и как явление возложения или принятия членами группы личной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности; показано, что в группах высшего уровня развития — коллективах — это адекватно реальному вкладу членов коллектива в результат деятельности.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 37-38.