Атака мозговая

АТАКА МОЗГОВАЯ (брейнсторминг) — методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Исходит из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, сковывающие поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозяще влияют также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т. п. Чтобы снять действие этих факторов, проводят заседание группы, каждый из членов которой высказывает по предложенной теме любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т. п., стремясь при этом побуждать других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется хотя бы несколько содержащих удачные решения. Методика атаки мозговой широко применялась в 50-е гг. XX в. США, Франции и других странах преимущественно при обсуждении технологических задач, а также проблем планирования и прогнозирования. Однако практика использования привела к скептическим оценкам эффективности методики, а экспериментально-психологическая проверка как будто не подтверждает ее преимуществ при решении творческих задач.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 36.

Яндекс.Метрика