Ассоцианизм
АССОЦИАНИЗМ — одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Впервые постулаты А. были сформулированы Аристотелем, выдвинувшим идею о том, что образы, возникающие без видимой внешней причины, есть продукт ассоциации. В XVII в. эту идею укрепило механо-детерминистское учение о психике. Организм представлялся в виде машины, запечатлевающей следы внешних влияний, так что возобновление одного из следов автоматически влечет за собой появление другого. Истоки А. восходят к правилу, сформулированному Спинозой. Теперь оно называется законом ассоциации — специфической связи, устанавливаемой между идеями; так, содержание души оказывается зависимым от воздействий, испытанных телом, а связь идей определяется законом телесных взаимодействий. В XVIII в. принцип ассоциации идей был распространен на всю область психического, но получил принципиально различную трактовку. Так, Д. Беркли и Д. Юм рас-сматривали его как связь феноменов в сознании субъекта, а Д. Гартли создал систему материалистического А. Утвердилось воззрение, согласно которому: 1) психика (отождествленная с интроспективно понятым сознанием) построена из элементов — ощущений, простейших чувствований; 2) элементы — первичны, сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством ассоциаций; 3) условием образования ассоциаций является смежность двух психических процессов; 4) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте; 5) источник знаний о душе — самонаблюдение; наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь для анализа недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными. Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница.
Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии А. был преобразован. Г. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга. Эволюционный подход Г. Спенсера внес в А. проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении.
Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. В рамках А. были выработаны ценные представления, прежде всего в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для А. как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения.
Детерминистские элементы А. в трансформированном виде были восприняты И. Павловым в его учении об условных рефлексах, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом.
Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и современной психологией.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 33-35.