Общение (Лопухов)
ОБЩЕНИЕ — вид социального взаимодействия между двумя и более равноправными субъектами, в процессе которого происходит обмен информацией. Общение предполагает режим диалога, а также чаше всего не только интеллектуальный, но и визуальный, и эмоциональный контакт субъектов. Общение может выступать как самостоятельный вид деятельности, так и в качестве условия какого-либо другого вида деятельности (трудовой, социальной, художественной, образовательной, научной и т. д.). Выделяют несколько видов общения: 1) общение между реальными субъектами (напр., между двумя- тремя людьми); 2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером (напр., человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); 3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (напр., общение человека со своим «внутренним голосом» или «духами предков»); 4) общение воображаемых партнеров (напр., литературных персонажей, сценических героев), такое общение помогает людям (зрителям, читателям) глубже понять сущность человеческого и собственного внутреннего мира. Общение обогащает социальный и личный опыт субъектов знаниями, достижениями, активизирует работу подсознания. Общение выявляет достоинства и недостатки характеров, поведения субъектов, шлифует то и другое, приобщает индивиды к неким общепринятым нормам и ценностям, т. е. способствует социализации индивидов. В случае, когда общение выступает в качестве условия какой-либо деятельности, оно способствует более успешному его продвижению. В случае, когда общение выступает как основной вид деятельности (как основная ценность), оно является источником нравственного, духовного удовлетворения, эстетического удовольствия и т. д. Общение и коммуникация — не одно и то же. Коммуникация — процесс передачи информации субъектом какому-либо пассивному объекту, т. е. поток информации однонаправлен, отсутствует обратная связь. В процессе коммуникации ее участники чаше всего остаются обособленными (диктор, ведущий, телеведущий и слушатели, зрители). Цель коммуникации — способствовать функциональному изменению объекта (машины, животного, человека, массового зрителя, его сознания), сориентировать на те или иные нормы жизнедеятельности и ценности, которые выработала активная сторона.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 255-256.