Мокша (Кузнецов, 2007)

МОКША (санскр.; женский род — мукти) — освобождение от круговорота рождений и смерти и от страданий феноменального бытия как конечная экзистенциальная цель. М. является одной из центральных проблем индийской религиозно-философской мысли и даже оказалась включенной в классическую систему индуистских ценностей наряду с дхармой, артхой, камой как ее четвертый элемент. При этом в различных системах для обозначения освобождения используются разные термины (в йоге — апаварга, в санкхье — кайвалья, в буддизме — нирвана) и предлагаются собственные учения об освобождении, которые различаются главным образом трактовкой методов его достижения. Термин «М.» получил концептуальное наполнение еще в ранних упанишадах, но наиболее полно концепция М. разработана в «Махабхарате» (там в 12-й книге даже есть специальный раздел «Мокшадхарма», составляющий главы 174—335) и «Законах Ману». В «Бхагавадгите», входящей в состав 6-й книги «Махабхараты», говорится о трех путях к освобождению: а) через деяния (карма-йога), в число которых включались культовые действия и медитативная практика; б) через знание (джняна-йога), под которым подразумевается знание о тождестве индивидуального «я» и Абсолюта («тат твам аси»); в) через почитание бога, преданность ему (бхакти-йога). Третий путь к освобождению приобретает исключительное значение в тантрическом шиваизме. В вырастающей на основе осмысления названных текстов веданте учению о мокше придается большое значение. Его развивают такие выдающиеся мыслители-ведантисты, как Шанкара (VIII в.), Рамануджа (XI в.), Нимбарка (XI в.), Мадхва (XIII в.), Валлабха (XVI в.); благодаря им термин получает широкое распространение в современной индийской философии.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 336-337.

Понятие: