Моизм

МОИЗМ — принятое на Западе обозначение древнекитайского философского течения мо цзя («школа Мо[-цзы]», «школа мудреца Мо»), существовавшего в V—III вв. до н.э. Взгляды основоположника школы — Мо Ди (4687—376? гг. до н.э.) и его последователей изложены главным образом в трактате «Мо-цзы».

Этико-политическая система Мо Ди строится на принципе всеобщей любви и взаимной выгоды, предполагающем соизмерение любого действия с пользой для Поднебесной, т.е. для всей ойкумены. Основополагающие положения его учения имеют подчеркнуто антиконфуцианский характер. Установки Мо Ди на экономию в расходах, экономию при захоронениях и против музы-ки выражали его неприятие конфуцианского ритуализма и привилегий наследственной знати. Любовь к людям, которую предписывает базовый для конфуцианства принцип жэнь (гуманность), он называл отдельной любовью, или псевдолюбовью (бе ай), т.к. она предусматривает градации по степени родства и общественному положению. Образцом всеобщей любви Мо Ди считал божественное Небо (см. Тянь ди жэнь), которое все видит, слышит и желает от человека должного поведения. Широте и бескорыстию Неба подражали совершенномудрые правители древности (см. Шэн).

В противовес конфуцианскому традиционализму и антиутилитаризму Мо Ди отстаивал идею обновления устаревших установлений, ценность практического опыта в области сельского хозяйства и ремесел. Подчеркивая аморальность и губительность агрессивных войн, он считал необходимым всемерно укреплять обороноспособность страны, поэтому его последователи посвятили значительную часть трактата «Мо-цзы» искусству фортификации и обороны крепостей. Основоположник М. отвергал возможность врожденного знания (шэн чжи), сущность процесса познания видел в раскрытии причинности (гу), определении сходств и различий (тун и) вещей и явлений, разделении их по родам (лэй).

Возможно, уже при жизни Мо Ди его последователи объединились в централизованную организацию с жесткой дисциплиной. Она направляла своих членов — ученых и фортификаторов — на службу к правителям древнекитайских царств, ставя главной целью распространение моистского учения. Часть их жалованья делилась между соратниками. Если правитель отступал от рекомендаций советника-моиста, то последний оставлял службу.

На основе учения о познании, принадлежащего Мо Ди и его ранним единомышленникам, последующие поколения мыслителей школы — поздние монеты (вторая половина IV—III в. до н.э.) — разработали логическую систему, в отдельных аспектах приближающуюся к античной формальной логике. В ее основу легли правила определения сходств (или тождеств) и различий, кодифицированные в форме двух десятеричных перечней. На основе этих правил монеты подвергли критике софизмы мыслителей школы мин цзя, которые решали проблему соотношения имен и реалий, т.е. номинального и реального (см. Чжэн мин), отрывая имена-понятия от их содержания. Согласно учению М., имена суть названия реалий, существование которых не зависит от имен; вместе с тем свойство вещи не отделимо от нее — по свойству человек узнает вещь, ни одно из свойств нельзя изменить, не изменив предмет. Поздние монеты определили виды и подвиды отношений между именами и реалиями, разработали учение о «методе-законе» (фа) - правилах получения истинного знания, номенклатуру имен-понятий от общих — гун (например, «десять тысяч вещей», т.е. все сущее) до частных — дань (например, имя конкретного человека). Логическая система М. оставалась частью учения о познании и не была до конца отделена от эристики.

В III в. до н.э. М. пришел в упадок, а в эпоху Хань (206 до н.э. — 220 гг. до н.э.) его учение было запрещено как противоречащее установкам официального конфуцианства. Логическая система моистов была забыта и не вызывала интереса китайских ученых до XX в. Некоторые положения М. были восприняты легизмом и отдельными неортодоксальными мыслителями-конфуцинцами. С конца XIX в. М. стал привлекать внимание китайских ре-форматоров и идеологов национальной ре-волюции, а также мыслителей, искавших в своей традиции аналоги западных научных и социально-политических идейных систем.

Литература:

Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985; Graham А.С. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Cong — L., 1978.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 335-336.

Понятие: