Мин Цзя

МИН ЦЗЯ (школа имен, номиналисты, софисты, диалектики) — одна из ведущих китайских философских школ V—III вв. до н.э. Проблематика М.ц. сосредоточена на формах, способах, закономерностях рассуждения и познания. Одна из главных проблем М.ц. — соотношение имен и реалий (мин-ши). Наряду со школой мо цзя (см. Моизм) и Сюнь Куаном М.ц. сформировала в китайской мысли зачатки логики как теоретической дисциплины. Взгляды М.ц. выражены главным образом в сочинениях IV—III вв. до н.э. — «Гунсунь Лун-цзы», «Дэн Си-цзы» и др.

Основные направления внутри М.ц. принято называть школой сходств и различий (хэ тун и пай) и школой отделения твердого от белого (ли цзянь бай пай). Ведущий представитель первой их них, Хуэй Ши (370— 310 гг. до н.э.), различия между вещами и явлениями связывал с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл: в процессе познания даже антагонизм предстает безусловным тождеством. Это учение выражено в десяти тезисах, сформулированных в главе XXXIII «Тянь ся» («Поднебесная») даосского трактата «Чжуан-цзы» (IV— III вв. до н.э.). Центральное место среди них занимает пятый тезис: общепринято различение «великого тождества/подобия» (да тун) и «малого тождества /подобия» (сяо тун), это следует называть «малым тождеством-различием»; однако вещи так или иначе полностью тождественны и одновременно полностью различны, что следует называть «великим тождеством-различием». Оборот «полное тождество (различие)» здесь может быть переведен также как «прекращение (исчерпание) тождества (различия)». Существуют разные толкования данного тезиса, например: а) обыденное сознание воспринимает сходства и различия между отдельными вещами, однако с философской точки зрения вещи можно рассматривать в плане их сходств, и тогда все они будут сходны, либо в плане различий — и они оказываются различными; б) сходства и различия выражают внешние отношения, какие существуют между вещами, а великое тождество-различие (да тун и) представляет собой диалектическое единство самотождественности и не- самотождественности всего сущего. Такое толкование предполагает диалектическую интерпретацию остальных тезисов Хуэй Ши.

Десятый из них резюмирует содержание предыдущих: тяготеющее к полному различию есть тяготеющее к полному тождеству; нельзя отделять себя от прочих вещей, хотя в природе существуют разграничения и разделения, однако универсум (Небо и Земля, см. Тянь ди жэнь) подобен единому человеческому телу.

Вторая школа, главным представителем которой был Гунсунь Лун (середина IV — середина III вв. до н.э.), подчеркивала устойчивость, конкретность и сущностный характер связи понятий-имен (мин) с реалиями (ши). Наиболее известные афоризмы данного направления — «белая лошадь не есть лошадь» (бай ма фэй ма лунь), «твердый и белый камень суть два камня». Современные исследователи интерпретируют парадоксы Гунсунь Луна как выражение проблемы взаимоотношения единичного и общего, соотношения содержания и объемов понятий и т.п. Оба направления М.ц. объединялись проблематикой и способом аргументации, основанным на соотнесении языковых выражений с неязыковыми сущностями и на анализе языка. Логико-грамматические аспекты этой проблематики после III в. до н.э. не имели продолжения в китайской философии.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 332.

Понятие: