Мин

МИН (предопределение) — категория китайской философии. Словарные значения — судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ. Первоначально М. рассматривалось как повеление, мандат высшей природно-божественной силы - Неба, адресованный правителю. Несоблюдение велений Неба могло привести к передаче мандата другому лицу - подлинному Сыну Неба. Расширение понятия Неба (тянь), ставшего обозначением высшего природного начала, привело к наложению на смысловой спектр понятия «небесное повеление» представлений о некоем импульсе, посредством которого Небо наделяет вещи определенными свойствами, — о предопределении. Это проявилось уже в раннеконфуцианских трактовках бинома «тянь М.», который отчетливо противостоит понятию «тянь чжи» («небесная воля») у моистов (см. Моизм). М. у конфуцианцев не предполагает конкретного субъекта волеизъявления (см. Тянь ди жэнь). Конфуций считал познание предопределения (чжи М.) обязательным для благородного мужа (цзюнь цзы). Согласно ведущему представителю древнего конфуцианства Мэн Кэ (Мэн-цзы, 372—289 гг. до н.э.), человек может «утвердить предопределение», либо «устранить», т.е. изменить его. Следует принимать только правильное предопределение: «знающий предопределение» не встанет под готовой рухнуть стеной («Мэн-цзы», VII А 2). Тем не менее правильное предопределение соотносится с «отсутствием различения ранней смерти или долголетия», т.е. с отказом от унизительной погони за продлением жизни, чреватой отступлением от морального долга, и с самосовершенствованием (сю шэнь) (Там же, VII А1), связано с максимальной реализацией своего морального потенциала (Там же, VII А2). Оппонент Мэн Кэ в рамках конфуцианства Сюнь Куан (313-238 гг. до н.э.) фактически развил эти идеи в тезисе о творческом «устроении небесного предопределения» (чжи тянь М.): совершенный человек не вдается в бесплодные размышления по поводу не зависящих от него природно-провиденциальных сил и не пытается подменить их своей активностью, но использует знание природного небесного порядка, чтобы следовать дао, и тогда «Небо не в состоянии навлечь на него беду» («Сюнь-цзы», гл. 17). Сюнь Юэ (148-209) выделял три категории (сань пинь) небесного предопределения, связанные с качеством природы человека. Основываясь на положении

Конфуция о неизменности высшей мудрости и низшей глупости, он определил высшую и низшую категории предопределения как неизменные, а среднюю поставил в зависимость от человеческих дел — ее можно изменить в ту или иную сторону.

В средневековом даосизме М. стало толковаться как «жизнь/судьба», «жизненность». В XI в. даос Чжан Бодуань выдвинул принцип «одновременного совершенствования природы и жизненности» (син М. шуан сю) путем их слияния в единой духовной (шэнь) субстанции. М. у Чжан Бодуаня соотносилось с изначальной пневмой (юань ци) — даосская практика совершенствования жизненности (сю М.) предусматривает накопление ее в организме. «[Индивидуальная] природа» и «жизненность» (М.) рассматривались даосами какпневменные субстанции, причем М. мыслилось в качестве жизненных процессов, не связанных непосредственно с мышлением и психикой.

Даосские концепции М. во многом под-готовили соответствующие воззрения нео-конфуцианства, в том числе тезис Чжан Цзая (1020-1077) и Чэн И (1033-1107) о необхо-димости преодоления природы пневменной сущности (ци чжи чжи син), что должно вести к совершенствованию личности и изменению таким образом ее предопределения. В неоконфуцианстве изменилось традиционное конфуцианское отношение к познанию предопределения. Если в древности мантическая практика рассматривалась как способ встать в один ряд с божествами и совершенномудрыми, то Чэн И категорически утверждал, что предметом, достойным рас-суждений ученого мужа (жу), могут быть только дела людей, но не числа (шу), т.е. нумерологические (см. Ицзинистика) манти ческие расчеты. По мнению ведущего представителя неоконфуцианского учения о сердце (синь сюэ) Ван Янмина (1472—1529), гадания нужны лишь низким людям. Необходимо верить своему «благосмыслию» (лян чжи) — врожденному интуитивному знанию и быть постоянно готовым к должному поступку, не пытаясь с помощью мантики добиться эгоистической выгоды.

Литература: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Он же. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии / Китайские социальные утопии. М., 1987.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 330-331.

Понятие: