Ментальность (Кузнецов, 2007)

МЕНТАЛЬНОСТЬ (от лат. mens - ум, образ мыслей) — совокупность установок сознания, привычек мышления, предрасположенностей восприятия, поведения и повседневных верований индивида или социальной группы. М. формируется в зависимости от культуры, традиций, социальных структур. Понятие М. является одним из важнейших методологических средств анализа в социальных и гуманитарных науках. Впервые термин встречается в работах Р. Эмерсона и затем у М. Пруста. В научный оборот термин введен Л. Леви-Брюлем в 1922 г., выдвинувшим гипотезу о качественном различии между первобытным и современным мыш-лением. Опираясь на базовое понятие Дюрк- гейма «коллективные представления» и рас-сматривая их как навязанный индивиду извне продукт веры, а не рационального рассуждения, Леви-Брюль понимал под М. не процесс познавательной деятельности, а совокупность эмоционально окрашенных социальных представлений. Выделяя два типа мышления — логическое и пралогическое, он фактически противопоставил друг другу два несопоставимых явления: научное мышление и коллективные представления, т.е. собственно М. Понятие было подхвачено М. Моссом, предложившим изучение М. как некой исторической тотальности, включающей данные из самых различных сфер жизни. Французский историк Ж. Лефевр впервые ввел понятие коллективной М. в качестве объяснения при рассмотрении психологии массового поведения. Широкое методологическое и инструментальное применение понятие М. нашло в трудах историков «Школы Анналов» и в исторической антропологии (Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби и др.), вылившись в изучение истории М. и превратившись, по сути, в центральную ка-тегорию исследования культуры. Под М. здесь подразумеваются разлитые в определенной социальной среде умонастроения, неявные установки мысли и ценностные ориентации, текучие и вместе с тем очень устойчивые автоматизмы и навыки сознания, которые наследуются людьми от предшествующих поколений. Изучение М. противопоставляется здесь традиционному изучению идеологий и убеждений, направлено на потаенный, четко не выраженный пласт общественного сознания. Таким образом, в центре внимания оказывается образ мира, заложенный культурой в сознание индивидов данного общества. Некоторые историки (Ф. Арьес, Э. Леруа Ладюри) особо подчеркивают бессознательный пласт М., что порой приводит их к сращиванию этого понятия с «коллективным бессознательным», которое, будучи лишенным конкретного содержания, мистифицируется.

Литература:

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994;

Февр Л. Бои за историю. М.,1991;

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993;

Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Екатеринбург, 2000;

Mauss М. Euvres. Т. III. Р., 1969;

Aries P. L'histoire des mentalites. Retz., 1978.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 315-316.