Мистерии (Кириленко, Шевцов, 2010)

МИСТЕРИИ (греч. mysterion — тайна, таинство) 1. Тайные религиозные церемонии, обряды древних греков, римлян, народов древнего Востока, в которых принимали участие только посвященные — мисты. Жрец, посвящавший в таинства мистерии, — мистагог. 2. В Средние века М. — это жанр религиозной драмы в Западной Европе. Они разыгрывались в церквях, на городских площадях. Наиболее широкое распространение М. получили в XIV-XV вв. в Англии, Фландрии, Франции.

Распространение М. характерно для периода становления философской мысли. М. представляли собой соединение противоречивых форм освоения мира: религиозно-экстатических устремлений человека, философско-символической деятельности, магической (практической) ориентированности.

Среди большого числа языческих М. древности (VIII—I вв. до н.э.) наиболее влиятельными были египетские (Озирис и Исида), лидийско-фригийские (Аттис и Великая Матерь богов), элевсинские (Деметра, Прозерпина и Дионис). М. — это своеобразный «ответ» на вопрошания о загробной участи людей. Страдающий, умирающий и воскресающий бог — такова канва, по которой человеческой фантазией создается перспектива возможного обретения индивидуального бессмертия через соединение, слияние с воскресающим божеством, отождествление с ним. М. предполагали «посвящение», которому предшествовали омовение, воздержание, различные испытания. Все давали клятву о неразглашении тайн. Посвящение включало усвоение гносиса — нового знания, открывающего новую жизнь; поощрялся экстаз («исхождение» из себя).

В М. соединяются противоположные начала: магическое, мистическое, символическое. В магии божество, вообще «высший» мир подчинен некоей таинственной силе, которой стремятся овладеть «посвященные» участники действа. Но приобщение к мистической жизни бога сопровождается сознанием неизвестности, неопределимости его воли. Цель М. — ограничение, подчинение, овладение волей бога. Средство — символически значимые в этом конфликте действия его участников. Поскольку мистериальное сознание не может подняться выше символического преодоления зла смерти, постольку не

удовлетворенность этим еще более спиритуализирует «высший» мир, что ведет к усилению магизма, с одной стороны, а с другой — на первый план всё более выдвигаются духовные стороны человеческой жизни. Спиритуализация «тайны бытия», ощущение ее запредельности усиливается в связи с многочисленными политическими, финансово-экономическими, социальными катаклизмами, потрясающими Римскую империю. Повседневная жизнь каждого всё более дестабилизируется, отсюда — черты трагической неудовлетворенности, которая томит лучшие умы в языческом мире и находит свое выражение в утонченной философии стоиков, скептиков, неоплатоников.

Мистериальный пыл теряет свою школу: мистериальные культы дробятся, мельчают, порой сливаются друг с другом. Мистериальное творчество истощается и полностью обрывается с возникновением христианства. Отпечаток приобщения к «тайному» знанию лежал на ранних философских школах. Разложение М. ведет к укреплению христианства, развитию философии, обособлению художественного творчества. Вместе с тем и в наше время философия, утратив ореол священного, всё же претендует на особый статус в культуре.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 224-225.

Понятие: