Материализм

МАТЕРИАЛИЗМ - философская теория, доказывающая, что все существующее имеет только физическую природу. М. допускает наличие нефизических свойств у физических предметов только в случае, если нефизическое (ментальное, идеальное) состояние не только не имеет самостоятельного бытия, но и зависимо (в более сильном варианте причинно обусловлено) от бытия физического. Таким образом, принципа детерминации идеального физическим и даже корреляции между сознанием и физическим субстратом для квалификации какой-либо концепции как материалистической недостаточно, необходимо наличие прямого утверждения, что все объекты, процессы и состояния в мире являются физическими. При любом понимании М. является последовательной монистической теорией. Во многих версиях М. ставится вопрос о сущности физического мира, его субстрате, субстанции. Этой субстанцией признается материя. Не существует однозначного и окончательного определения материи, тем более что содержательное наполнение этой важнейшей философской категории зависит не только от воли и желания философа и его способности умозрительно проникать в сущность мира, но и от поступательного развития науки, поставляющей нам все новые и новые сведения о структурном и системном строении физического мира.

В истории философии было достаточно много вариантов М. Одна из первых и последовательных материалистических концепций была представлена древнегреческим философом Демокритом. Все существующее, согласно Демокриту, состоит из мельчайших частиц вещества, далее неделимых и в силу своей малости невоспринимаемых органами чувств человека. Эти частицы называются атомами (греч. η ἄτομος— неделимая частица, производное слово от ἄτομος — неделимый). Атомы находятся в постоянном движении в пустоте, в ничто (небытии). В результате сцепления друг с другом атомы образуют тела, которые уже могут быть воспринимаемыми органами чувств.

Еще одним представителем атомистического М. был Эпикур. Согласно его учению, все в мире состоит из атомов. Душа человеческая тоже является совокупностью последних, а поскольку любые атомарные соединения не являются вечными, она также не может быть бессмертной. Кроме того, человеческие действия обладают относительной свободой, не детерминированы полностью. Относительно природы богов Эпикур тоже придерживается материалистической позиции: боги существуют и состоят из оси бо малых атомов, таких, что даже их совокупность невоспринимаема для человека, но боги не оказывают влияния на человеческие дела. Таким образом, М. Эпикура совместим с частичным индетерминизмом, со свободой воли и теизмом, так называемые последние три понятия не противоречат определению М. Такая же позиция разделяется и английским философом Т. Гоббсом, который утверждал, что все в мире материально, все элементы сознания порождаются материей и состоят из нее. Гоббс создал первую законченную философскую систему механистического М., согласно которой мир есть совокупность природных тел, находящихся в постоянном механическом движении (перемещении) в пространстве и времени, все формы движения, согласно его учению, могут быть сведены к механическому перемещению. Душа человеческая тоже материальна.

В истории философии утверждение позиций М. часто сочеталось с деизмом — философско-религиозной концепцией, опирающейся на положение о том, что Бог лишь создал мир, который далее стал развиваться по своим законам. Деизм широко используется в естествознании для разграничения сферы науки и религии. Представителями деистического М. являются Р. Декарт, Г. Галилей, Д. Локк, И. Ньютон, М.В. Ломоносов и др.

М. совместим также и с атеизмом. Более того, наоборот, атеизм черпает доводы для упрочения своих позиций из М., особенно из М., опирающего на достижения науки. Так как атеизм считает, что Бог не существует, то к последнему, естественно, не могут быть отнесены характеристики материальных объектов. Представителями атеистического М. были П. Гольбах, Д. Дидро, К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Фейербах, О. Конт, В.И. Ленин и др.

Поскольку М. есть онтологическая кон-цепция, то с гносеологической точки зрения он не противоречит ни эмпиризму, ни рацио-нализму, поскольку последние два понятия отличаются друг от друга по преимущественной роли в познавательной деятельности таких источников познания, как чувства и разум, а не по онтологическому вопросу о том, что является изначальной сущностью мира — материя или сознание. Более того, М. может признавать важность всех познавательных способностей, как это происходит, например, в диалектическом М.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 312-313.

Понятие: